Высшая школа экономики востоковедение. Школа востоковедения

Полное название учебного заведения - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», сокращенно НИУ ВШЭ. Неофициальное название - результат студенческого народного творчества - «Вышка».

Этот университет входит в топ-5 лучших вузов страны и справедливо считается самым прогрессивным и престижным среди столичных заведений.

Общие сведения о НИУ "Высшая школа экономики"

Университет работает на бюджетно-коммерческой основе: заведение получает государственные дотации, доходы от собственных научных проектов, контрактных студентов и от сторонних спонсоров и организаций. Такие многоканальные вливания в бюджет университета дают возможность руководству заведения все время улучшать материально-техническую базу ВШЭ и само качество образования.

На базе НИУ «Высшая школа экономики» работает 128 научно-исследовательских центров, 36 научных и проектных лабораторий, 32 международные лаборатории под руководством иностранных научных сотрудников. ВШЭ ведет самую интенсивную среди столичных вузов международную деятельность, сотрудничает с 298 зарубежными партнерами, имеет 41 программу двойных дипломов с иностранными университетами.

Примечательно, что с самого дня основания заведение возглавляет постоянный ректор — Я. И. Кузьминов.

«Не для школы, а для жизни мы учимся» — девиз Высшей школы экономики.

История университета

Высшая школа экономики не может похвастаться бурной историей. Первый кирпичик этого европейско-ориентированного университета не закладывал сам Петр I, а его коридоры не топтали Ломоносов или Ницше.

Это сравнительно молодой, но очень интенсивно развивающийся, прогрессивный вуз. Если бы учебные заведения отождествляли с городами, то ВШЭ был бы Сингапуром или Гонконгом.

Итак, школу открыли для студентов с 17 ноября 1992 года. Уже в 2009-м этот вуз на конкурсной основе получил звание Национального исследовательского университета.

Факультет права. Можно смело утверждать, что этот факультет готовит лучших юристов русской современности. Это небезосновательно, ведь университет сам был создан не без участия административной и правящей верхушки. Важно отметить, что студентам преподают материал с огромным акцентом на практику. Приглашают специалистов из государственных учреждений, практикующих юристов и т. д.

Факультет гуманитарных наук . Этот факультет никак не назовешь профильным для ВШЭ, отзывы специалистов также отмечают, что гуманитариев здесь готовят с пониманием того, что их специализация априори уступает делам компьютерщиков или экономистов. Но на факультете сильнейшая школа иностранных языков. Также большинство лекций являются публичными и факультативными для студентов других специальностей. На культурологию, философию и дополнительные курсы иностранных языков может приходить каждый студент, который жаждет расширения кругозора.

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна. Этот факультет - вотчина студенток, особ мужского пола здесь даже меньше, чем в пединституте. Видимо, лавры Анны Винтур или Кэрри Брэдшоу не дают покоя больше особам прекрасного пола. А если серьезно, то на факультете готовят не только журналистов, а скорее полноценных специалистов для медиакоммуникаций с уклоном на работу в интернет-среде, PR-компаниях, проектных учреждениях.

Факультет экономических наук - самый что ни на есть профильный и крупнейший факультет. Студенческие отзывы об экономике и статистике в ВШЭ как о направлении подготовки звучат довольно неоднозначно. Якобы академическая нагрузка среди учащихся на грани непосильной. Зато сотрудничество с мировыми транснациональными корпорациями и университетами, которое имеется на этом факультете, дает студентам доступ к уникальным знаниям и возможность безграничного развития и успешного трудоустройства в любой точке мира. Здесь выпускают будущих Генри Фордов и Адамов Смитов. Опустим глаза на то, что здесь успешно отучился небезызвестный С. Мавроди.

Международный институт экономики и финансов (МИЭФ)

Об этом факультете однозначно следует поговорить отдельно. Это бриллиант среди жемчужин. Уникальное образовательное учреждение на просторах СНГ. Для его создания в далеком 1997 году НИУ ВШЭ и Лондонская школа экономики (входит в тройку лидеров экономического образования в мире) объединили усилия. И получилось такое грандиозное детище. Выпускники института получают и конфетку, и мороженое - диплом ВШЭ и диплом Лондонской школы экономики.

Конкурс беспощадный, да и нагрузка на факультете внушительная. С самого первого учебного дня все обучение проводится на английском. Бюджетные места только для победителей всероссийской олимпиады. Восторженные отзывы о международных отношениях у ВШЭ только подогревают интерес публики к этому вузу. Студенты треть курса проводят в Лондоне, вбирая все практические знания, которые может подарить опыт подобного образования. Ажиотаж вокруг поступления на этот факультет огромен, не останавливает абитуриентов даже плата за обучение в размере 600 тыс. рублей в год.

Если смелости и финансов не хватило на обучение в МИЭФ, можно получить степень бакалавра на другом факультете, а на магистратуру поступать по программе двойного диплома. Таких программ у «Вышки» 40 штук.

Особенности обучения в ВШЭ

Существует большое количество образовательных особенностей в НИУ ВШЭ. Отзывы студентов отмечают, что обучение в этом вузе не похоже на стандартное образование в нашей стране совершенно. Но это объяснить как раз легко - университет жадно вбирает опыт успешных мировых учебных заведений. И если обратить внимание на успех выпускников ВШЭ, то остальным национальным университетам также не помешало бы расширить взгляды на преподавание и не отворачиваться от успешного мирового опыта.

Высшая школа экономики стала одним из первых национальных университетов, которые перешли на программу обучения 4+2 (бакалавриат, магистратура). Учебный год разбит не на семестры, а на модули, их четыре, в конце каждого студентов ждет аттестация. Сумма оценок за модули определяет годовую оценку.

Система оценивания - десятибалльная, на европейский манер.

В тактике построения образовательного процесса видна ориентация на успех. Студентов сразу готовят быть уверенными, конкурентоспособными и крайне мотивированными. В университете работает система рейтингов. Отзывы студентов НИУ ВШЭ об этих самых рейтингах пестрят дьявольскими смайлами, но даже недовольные, уставшие студенты признают, что ничто так не мотивирует, как этот самый рейтинговый риск.

Так в чем тут дело? Да все просто. Контрактники с высоким рейтингом получают скидки или переводятся на бюджет. Бюджетники с высоким рейтингом сохраняют стипендию, со средним рейтингом - теряют стипендию, с низким переводятся на контракт. Это стимулирует студентов быть активными, учиться нон-стопом, привыкать к условиям высококонкурентной среды.

Такого предмета, как «Физическая культура», в университете нет. Есть тренажерный зал, различные секции, курсы и т. д. Пожалуйста, развивайтесь, заботьтесь о своем здоровье и физическом состоянии. Но это дело выбора.

Положительные отзывы студентов о ВШЭ

Субъективнее мнения студентов может быть только мнение детей. Часто отзывы учеников ВШЭ основаны на личном успехе или провале в процессе учебы. Но довольно много молодых людей осмеливаются изложить-таки объективно и рационально свое мнение о Вышке.

Огромный плюс университету - за одно это обстоятельство ему нужно поставить монумент в виде счастливого студента - в ВШЭ практически нет коррупции. Это отмечает большинство студентов. То ли причина в интенсивном финансировании деятельности вуза спонсорами, то ли в верности принципам «европейской прозрачности», но студенты сходятся на том, что получить диплом только знаниями тут очень даже реально.

Качество знаний, лекций и подготовка преподавателей варьируется на разных факультетах. Если анализировать отзывы о ВШЭ в Москве, то студенты сходятся на том, что качество преподавания на гуманитарном и политологическом профиле немного отстает.

Ни один отзыв не опишет качество образования настолько красноречиво, как статистика трудоустройства по профилю после окончания этого вуза: 94 % выпускников нашли подходящую работу. Это притом, что 48 % пригрели теплое корпоративное местечко еще до получения диплома. Ведущие компании засылают своих рекрутов в престижные университеты, чтобы те присматривались к ценным кадрам, когда они еще сидят на студенческой скамье.

Какие отрицательные аспекты обучения в ВШЭ чаще всего указывают студенты в отзывах

Больше всего студенты жалуются на нагрузки и на необходимость получать знания в условиях перманентной конкуренции. Рассуждать о том, можно ли сталкивать лбами студентов, которые еще вчера были детьми, можно бесконечно. Но руководство ВШЭ сделало выбор, и систему рейтингов отменять не собирается.

Также студенты негодуют по поводу системы «Антиплагиат». Есть университетская программа, на которой проверяют каждую работу. В тексте допускается только 20 % цитирования с точным указанием источника. Все остальное - личные суждения автора, выводы и т. д. Естественно, это многократно увеличивает время на подготовку рефератов и курсовых для студентов.

Общежития Высшей школы экономики

Корпусы ВШЭ разбросаны по городу, как и общежития. Сегодня у Высшей школы экономики работает 9 общежитий. Отзывы об общежитиях ВШЭ преимущественно положительные, но ироничные донельзя. Весь юмор в том, что находятся они в Подмосковье, и дорога от места жительства до учебного корпуса - это неиссякаемая почва для студенческих шуток. Если отбросить это неудобство, то в остальном общежития ВШЭ сделаны «для людей». Они квартирного типа, в них есть все удобства. В Москве есть Оно дешевле и ближе, но подходит только для непритязательных в плане комфорта жильцов.

Во всех общежитиях есть беспроводной бесплатный интернет с возможностью доступа в любое время суток.

Атмосфера в общежитии приподнятая, продуктивная и мотивирующая. В ВШЭ сделали элементарно-гениальную вещь, отдали должное стремлению каждого человека к бытовому комфорту. Сделали для студентов современные аудитории и общежития, и те не заботятся, как бы накопить воду в тазиках, помыть волосы над раковиной и т. д. А заботятся о приобретении знаний и саморазвитии.

Магистратура в ВШЭ: отзывы студентов, магистерские программы

Документы в принимает в электронном виде. После утверждения электронной заявки оригиналы можно привезти в приемную комиссию или отправить почтой.

Все абитуриенты проходят конкурс в виде вступительных экзаменов (чаще всего экономика + английский язык + математика, но дисциплины варьируются в зависимости от факультета).

Приказ о зачислении выдается где-то в середине августа, за две недели до начала лекций.

Магистерские программы в ВШЭ выглядят очень привлекательно. Практически все они двусторонние и дают возможность студентами получить двойные дипломы и получить уникальный опыт обучения в Сегодня ВШЭ сотрудничает с университетами Гумбольдта в Берлине, Пантеон-Сорбонна в Париже, Мейсона в Нью-Йорке, с 10 вузами Британии, включая Лондонскую Школу политических наук, а также высшими заведениями в Канаде, США, Люксембурге, Финляндии и т. д.

Курс по востоковедению для подготовки к олимпиаде направлен на приобретение знаний и компетенций в области истории, философии, религии и культуры стран Востока, необходимых для успешного выполнения олимпиадных заданий и для дальнейшей учёбы в университете.

Преподаватель, руководитель курса: Адильбаев Тимур Шарибаевич

Преподаватель авторского курса «Востоковедение» в Лицее НИУ ВШЭ (2014-2016)
Преподаватель факультатива по подготовке к олимпиаде в Лицее НИУ ВШЭ (подготовлено несколько призёров олимпиады по востоковедению и конкурса «Юный востоковед»)
Преподаватель курсов по социально-экономической истории Китая и культуре стран Дальнего Востока в Экономико-математической школе при экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (2011-2013)
Победитель олимпиады НИУ ВШЭ «Высшая проба» по востоковедению (2010)
Выпускник бакалаврской программы «Востоковедение. Африканистика» Факультета мировой политики и мировой экономики НИУ ВШЭ
Выпускник магистерской программы «Политика. Экономика. Философия» Факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Преподаватель, руководитель курса: Адильбаева Милена Сергеевна Выпускница Лицея НИУ ВШЭ, направление «Востоковедение»
Победитель олимпиады «Высшая проба» по востоковедению (2017 г., 2-ой результат среди всех)
Студентка бакалавриата НИУ ВШЭ, ОП «Востоковедение» (японистика)

Описание курса

Данный курс направлен на подготовку учащихся к написанию олимпиады «Высшая проба» по востоковедению. В рамках занятий мы будем освещать различные аспекты культуры, истории, религии, политики, экономики и социума в странах Востока, преимущественно в четырех регионах: Ближний Восток, Китай, Япония и немного Корея. Помимо знаний, направленных на расширение общего кругозора и понимание причинно-следственных связей, особый акцент делается на визуальном материале - иллюстрации событий и фотографии исторических личностей, так как они могут спрашиваться в заданиях олимпиады. Если говорить конкретнее, то…

Олимпиада

Диплом 1 или 2 степени олимпиады по востоковедению дает поступление БЕЗ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, при условии ПОДТВЕРЖДЕНИЯ 75+ БАЛЛОВ ЕГЭ ПО ИСТОРИИ. Это способ поступить на бюджет без траты диких нервов во время сдачи ЕГЭ, так как основной упор делается на одном предмете. Впрочем, это зависит только от Ваших желаний =))

Если ученик получает диплом 3 степени, то при подаче документов в НИУ ВШЭ ставится максимальный балл за ЕГЭ по истории. Но, к сожалению, поступить на бюджет на основании только такого результата уже нельзя.

Если же ученик не получает призовое место на олимпиаде, то у него остаются приобретенные знания =))

Общий кругозор и не только

Мы не концентрируемся исключительно на олимпиаде и даем также знания, которые расширяют общую эрудицию. Они могут помочь и в дальнейшей учебе в университете на востоковедческой специальности.

Также мы стараемся сформировать некие иные навыки, которые могут пригодиться и при написании других олимпиад, например, умение находить основную информацию в тексте и делать выводы из представленных визуальных материалов.


Курс продлится 36 недель , которые будут включать:

  • 16 занятий, включающих учебные материалы и тесты для самопроверки
  • 10 проверочных работ, включающих задания олимпиадного типа, с возможностью получения индивидуальной рецензии преподавателя
  • 2 промежуточных и 1 итоговый контроль освоения материалов, включающих задания олимпиадного типа, с возможностью получения индивидуальной рецензии преподавателя
  • форум с преподавателем

Программа курса

Тема 1. Этногенез. Мифология.

Понятие этногенеза. Значение географических факторов для формирования этносов. Китайская и японская мифология. Династия Ся в Китае. Неолитическая революция. Культуры Яншао и Луншань. Японская древность: от раковинных кучей к культуре могильных курганов. Синтоизм.

Тема 2. Правитель. Власть. Ритуал.

Династии Шан-Инь и Чжоу в Китае. Сакральный характер верховной власти. Культ предков. Гадания и ритуалы. Личность Конфуция. Учение Конфуция о правителе и ритуале.

Тема 3. Государство. Экономика. Право.

Власть-собственность на Востоке. Аграрные отношения на Востоке. Государственные монополии. Противостояние легизма и конфуцианства. Цинь Ши-хуан и его реформы. Даосская альтернатива.

Тема 4. Буддизм: возникновение, развитие, распространение.

Принц Шакьямуни. Основные положения буддизма. Буддизм в Индии и Юго-Восточной Азии. Течения буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна. Трипитака. Ламаизм. Мифология и философия буддизма. Греко-буддизм.

Тема 5. Корея в древности и в средние века.

Кочосон и ранние три государства Кореи. Объединённое Силла (668-935). Государство Корё (918-1392). Династия Чосон в ранний (1394-1519) и средний (1519-1623) период истории. Борьба конфуцианства и буддизма. Японское вторжение в Корею (1592-1569). Культура древней и средневековой Кореи.

Тема 6. Цивилизации Древнего Египта, Междуречья и Древнего Ирана.

Виттфогель и «гидравлические цивилизации». Древнеегипетская цивилизация. «Книга мёртвых». Шумеро-аккадская и вавилонская цивилизации. «Эпос о Гильгамеше». Древнеиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро. Древний Иран. Зороастризм. Завоевания Александра Македонского.

Тема 7. Ислам: возникновение, развитие, распространение.

Возникновение ислама. Взаимоотношения с иудаизмом и христианством. Мухаммед, мухаджиры, ансары. Коран. Борьба за власть после Мухаммеда: суннизм и шиизм. Халифаты Омейядов и Аббасидов. Экономика арабских завоеваний. Исламское право.

Тема 8. Китай и Япония в средние века.

Династия Хань. Период троецарствия в истории Китая. Династии Суй, Тан и Сун. Монгольское завоевание Китая и династия Юань. Воцарение династия Мин. Средневековая Япония: от централизованного государства, через период феодальной раздробленности к сёгунату Токугава. Утончённые аристократы и воинственные самураи.

Тема 9. Восток и Запад.

Первые контакты европейцев со странами Востока. Марко Поло и Матео Риччи. Европейские мыслители о Востоке. Маньчжурская династия Цин. Автаркия. Самоизоляция стран Востока. Миссия лорда Маккартни в цинский Китай. Русско-китайские отношения. Русская духовная миссия в Пекине. История российского востоковедения.

Тема 10. Начало колониализма. Колониальная политика.

«Ост-Индские» компании и завоевание Индии. Опиумные войны в Китае. «Политика канонерок». Восстание сипаев в Индии и тайпинское восстание в Китае. Британская колониальная политика в Индии.

Тема 11. Пути модернизации на Востоке. «Пробуждение Азии».

Реставрация Мэйдзи в Японии. Модернизация и вестернизация. Японский милитаризм. Политика самоусиления в цинском Китае. Кан Ювэй и Сунь Ятсен. «Сто дней реформ» и Синьхайская революция в Китае. Махатма Ганди. Национализм на Востоке. Младотурки. Лоуренс Аравийский.

Тема 12. Светская власть в мусульманских странах Востока.

Военные у власти: Ататюрк, Насер, Каддафи, Асад, Хусейн, Мубарак. Светская власть или военная диктатура? Секуляризация. Офицеры как интеллектуальная элита постколониальных арабских стран. Особенности модернизации стран арабо-мусульманского региона в постколониальный период.

Тема 13. Ислам и конфликты.

Арабо-израильские войны. Палестина и Ливан. Исламская революция в Иране. Афганистан и талибы. Терроризм и «Аль-Каида». «Арабская весна» и её последствия. Исламское государство. Исламский фундаментализм.

Тема 14. Коммунизм на Востоке.

Гражданская война в Китае: милитаристы, Гоминьдан, КПК. Чан Кайши и Мао Цзэдун. Ким Ир Сен и война в Корее. Индустриализация и коллективизация по советскому образцу в КНР. Культ личности Мао Цзэдуна. «Перекосы» маоизма: от Большого скачка к Культурной революции. КНДР – «заповедник коммунизма».

Тема 15. «Японское чудо» и «Азиатские тигры».

Послевоенное экономическое развитие Японии: от импортозамещения к ориентации на экспорт, от технологических заимствований к инновациям. Акио Морита и компания Sony. Роль государства в экономическом развитии стран Востока. «Азиатские тигры».

Тема 16. «Социализм с китайской спецификой».

Дэн Сяопин и его политика «реформ и открытости». Семейный подряд и поселково-волостные предприятия. Реформы до и после событий на площади Тяньаньмэнь. Китайские госкорпорации и «национальные чемпионы».

Уважаемые студенты!

Учебный офис и основной аудиторный фонд нашей образовательной программы,теперь, после состоявшегося переезда, располагается по адресу:
Старая Басманная улица, д.21/4, стр.5, корпус Б. Учебный офис - комната 204.

Как добраться?

ОТ СТАНЦИИ МЕТРО «КРАСНЫЕ ВОРОТА»
Пешком (около 15 минут): выйдя из метро, следуйте в сторону Красноворотского пр., продолжайте движение по ул. Новая Басманная, поверните направо на ул. Александра Лукьянова, поверните еще раз направо, затем 2 раза налево. Здание ВШЭ будет справа.
На городском транспорте: на троллейбус № 24 (в направлении: ул. Авиамоторная) нужно проехать 2 остановки до остановки «1-ый Басманный переулок». Затем нужнопройти пешком до здания ВШЭ (примерно 500 м).

ОТ СТАНЦИИ МЕТРО «КУРСКАЯ» (КОЛЬЦЕВАЯ)
Пешком (20-25 минут): выйдя из метро, следуйте в сторону пл. Курского вокзала. Поверните направо на пл. Курского Вокзала, затем поверните направо на ул. Земляной Вал, далее - направо на ул. Старая Басманная. Поверните налево на ул. Александра Лукьянова. Затем поверните налево, еще раз налево и снова налево. Здание ВШЭ будет справа.
На городском транспорте: от м. «Курская» (кольцевая) пройдите по ул. Земляной Вал до остановки автобуса Т25 (в направлении: пр. Будённого). Вам нужно проехать 2 остановки до ост. «Сервисный центр «Московский Транспорт» – Улица Александра Лукьянова». Далее пешком примерно 5 минут (450 м) до здания ВШЭ.

ОТ СТАНЦИИ МЕТРО «КИТАЙ-ГОРОД»
На городском транспорте: от ост. Ильинские ворота (Маросейка ул., 4) можно доехать на автобусах М3 (7 остановок), Т25 (6 остановок), Н3 (6 остановок) до остановки «Сервисный центр «Московский Транспорт» – Улица Александра Лукьянова». Далее пешком доздания ВШЭ (450 м).

Р асписание по группам на 4 модуль
Расписание начала майноров и общеуниверситетских фвкультативов


Первая буква в расписании по группам соответствует корпусу на Старой Басманной

Например:

  • аудитория Л112 означает: корпус Л, первый этаж, далее номер аудитории;
  • Б317: корпус Б, 3 этаж, далее номер аудитории.
  • Часть занятий проводится на Шаболовке, Малой и Большой Ордынке. Пожалуйста, будьте внимательны!