Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) – скромный бог рок-н-ролла. Ученые выяснили, почему голос фредди меркьюри был столь удивительным Прощальная песня Фредди Меркьюри — «Материнская любовь»

  1. Родившийся на острове Занзибар в семье парсов (этноконфессиональная группа последователей Зороастризма в Южной Азии), Фаррух («счастливый») Булсара учился в школе Св. Петра в городе Панчгани (500 км от Бомбея). Имя «Фаррух» для его преимущественно англоязычных одноклассников оказалось неудобным, и они стали называть его «Фредди».
  2. В 1947 году фотография годовалого Фредди получила титул фотографии года на конкурсе в его родном городе.
  3. Отец Фредди работал кассиром при Верховном суде Англии и Уэльса.
  4. Из всех видов спорта, доступных в школе, Фредди предпочитал хоккей, бокс и бег на короткие дистанции. Помимо этого, он выигрывал титул чемпиона школы по настольному теннису в 10 лет.
  5. На интерес к музыке будущего певца обратил внимание директор школы, он организовал для мальчика курсы игры на фортепиано, в результате обучения на которых Фредди получил четвёртую степень по теории и практике (Piano Grade IV).
  6. Первую рок-группу Меркьюри (вместе с четырьмя школьными приятелями) создал в 1958 году. Она называлась The Hectics («Непоседы») и выступала на школьных мероприятиях и юбилеях.
  7. В мае 1966 года Фредди поступает на кафедру графического иллюстрирования художественного колледжа Илинг в Лондоне, где начинает учиться с осени. Именно там он знакомится с басистом и вокалистом Тимом Стаффелом, который приглашает Фредди на репетиции своей группы Smile. Там происходит встреча Меркьюри с Брайаном Мэйем и Роджером Тэйлором.
  8. В год основания Queen (1970-й) певец официально сменил имя и фамилию. Теперь он по паспорту был «Frederick Mercury».
  9. Несмотря на полученные в детстве уроки игры на фортепиано, хорошим пианистом Меркьюри никогда себя не считал. По этой причине он всегда чувствовал себя неуверенно при исполнении клавишных партий на сцене (в частности, из первой части Bohemian Rhapsody). В дальнейшем Фредди стал меньше использовать пианино в студии, а на концертах большинство клавишных партий перешли к приглашённым музыкантам, что позволило фронтмену сконцентрироваться на шоу.
  10. Фредди увлекался филателией.
  11. Вокальный диапазон музыканта составлял 4 октавы.
  12. Хотя у Меркьюри была в доме микроволновка, он ею не пользовался, так как не умел.
  13. Вопреки слухам и некоторым песням Queen Фредди говорил только на двух языках — английском и своём родном гуджарати.
  14. Страстный любитель кошек, Меркьюри посвятил им свой сольный альбом Mr. Bad Guy, а также обожал говорить со своими любимцами по телефону во время туров, в чём музыканту помогала его многолетняя подруга Мэри Остин.
  15. Один из главных персонажей серии файтингов Guilty Gear Сол создан под влиянием образа Фредди.
  16. Меркьюри боялся исправлять свой знаменитый неправильный прикус и удалять полипы на голосовых связках, так как думал, что это может повредить голосовым данным. Тем не менее курить Фредди бросил только в последние годы жизни.
  17. В последний день рождения певца (5 сентября 1991 года) состоялась премьера фильма «Фредди мёртв. Последний кошмар» из серии «Кошмар на улице Вязов».
  18. Энергичный и открытый на сцене, в жизни Фредди был довольно замкнутым человеком и редко давал интервью.
  19. Песню Crazy Little Thing Called Love (единственную, при исполнении которой на концертах Фредии играл на гитаре) Меркьюри написал в ванной.
  20. Песня из альбома A Kind of Magic под названием Princess of the Universe стала заглавной темой фильма и телесериала «Горец».
  21. Последнее выступление Фредди перед публикой состоялось 8 октября 1988 года, когда он в дуэте с Монсеррат Кабалье исполнил на фестивале La Nit в Барселоне композиции Golden Boy, How Can I Go On и Barcelona.
  22. Последняя песня, написанная Фредди, — A Winter’s Tale. Последние прижизненные записи вокала певца можно услышать в песне Mother Love.
  23. 25 ноября 1996 года в швейцарском Монтрё был открыт памятник Фредди Меркьюри. Открытие ещё одного состоялось 18 июня 2003 года в Лондоне возле Dominion Theatre, где регулярно проходят постановки мюзикла We Will Rock You..

Давным-давно, в этот день 5 сентября 1946 года, 69 лет назад, на далеком острове Занзибар родился мальчик со странным для нас именем Фаррух (что в переводе означает "счастливый", "красивый")…
Это вполне могло бы быть началом какой-нибудь сказки в духе Киплинга или приключенческого романа, но, на деле, оказалось прологом одной из величайших музыкальных легенд нашего времени. Потому что в мире, возможно, не все знают о том, кто такой Фаррух Булсара - но трудно найти человека, который не слышал о Фредди Меркьюри.


Можно часами говорить о профессионализме музыкантов Queen - но без харизмы Меркьюри группа не обрела бы статус культовой. Можно восторгаться тому, как похож на вокал Фредди голос Пола Роджерса, которым его пытаются заменить, но «Queen + Paul Rodgers» - попросту суррогат для ностальгирующих. Ведь дело, по сути, не в голосе… Итак, в чем же суть легенды? Среди кумиров современного мира Фредди занимает особое место. Прежде всего потому, что его очень много, он избыточен. У него «один из лучших голосов рока» (на самом деле - один из лучших голосов ХХ века, Фредди под силу тягаться с лучшими оперными голосами), голос поражающего диапазона (от баритона до контр-тенора), поражающей силы, красоты, обаяния - этого было бы достаточно, чтобы запомниться миру. Фредди Меркьюри - это не только его мгновенно узнаваемый голос, но его мгновенно узнаваемая личность. И именно это делает неотразимым его искусство, и именно это делает невозможной работу Queen с какими бы то ни было другими вокалистами. Фредди Меркьюри является одним из величайших певцов в мире, его имя стоит в одном ряду с легендами, точнее, он сам уже стал легендой. Его знают даже люди которые не имеют совершенно никакого отношения к музыке. Эксцентричный, энергичный и артистичный - таким он остался навсегда, как немеркнущая звезда на горизонте рока. Его песни стали символом рока 80х, классикой, многие из них популярны и сегодня.


Немного фактов:
Родился Фарок(или, по-другому, Фаррух) 5 сентября 1946 года в Занзибаре в семье богатеньких родителей. Его детство прошло на двух далеких идиллических островах - Занзибаре и Пембе, расположенных в Индийском океане у Восточного побережья Африки. О его детстве известно мало. Он рос и воспитывался в пансионате для богатеньких детишек. Друзей у него было мало и был Фаррух всегда "себе на уме", слушал под одеялом Битлов и Элвиса Пресли и витал в облаках... Свою первую группу он сколотил в 12-лет, вместе с однокашниками из индийской школы св. Петра. Уже тогда он заменил экзотичное имя «Фарух» на универсальное «Фредди». Когда в Индии началась война, предки Фредди взяли сына в охапку и переехали в Англию от греха подальше. Пацану на ту пору было уже 14 лет и он абсолютно не представлял, чем ему заниматься в холодной и негостеприимной Англии, тем более, что учился он плохо и единственный предмет, по которому он успевал - было рисование. Но, поскольку мальчик был одаренный - сочинял музыку и стихи, неплохо рисовал и обожал красивые шмотки, то решил он стать искусствоведом. В сентябре 1966 года он поступил в Илингский художественный колледж и через три года закончил его, получив диплом по специальности "живопись и дизайн". Позднее он объяснил: "В колледже нас учили лучше понимать моду и быть всегда на шаг впереди". Вскоре он поселился в Кенсингтоне - месте известном тем, что здесь жила богема: музыканты, художники, люди творческих профессий. И здесь произошла судьбоносная для молодого человека встреча с Тимом Стаффелом, лидером группы Smile.

Одно из первых фото Фарруха-Фредди:

Позже его художественный потенциал выразился в эксцентричных и ярких сценических образах, полных неожиданных и смелых деталей. В 1983 году в клипе группы Queen на песню "I Want to Break Free" Фредди выступил в роли фавна из балета "Послеполуденный отдых фавна", игрой в котором прославился Нижинский. Он исполнил некоторые хореографические номера с Лондонским королевским балетом. Специально для этих сцен Меркьюри надел пятнистое трико, сбрил свои знаменитые усы и сделал себе заострённые уши:


Фредди говорил: "Выйти на сцену в балетных тапочках и трико — это прикольно. В то время мне был нужен этот эффект. Я старался вписать это в сценическое действо, дополнить этим музыку, которую мы играли, и если бы это не работало, я бы этого не делал. Кроме того, мне очень нравился костюм Нижинского" (из книги "Жизнь его словами" про раннее творчество Фредди Меркьюри):


В 1969 году Фредди и его друг Роджер Тейлор открыли магазинчик, в котором, среди прочего, продавали картины молодого выпускника. В 1970 году Стаффел решил покинуть группу, и его место занял Фредди. Он предложил пееименовать группу в Queen, а также создал эмблему команды, взяв за основу герб Великобритании и украсив знаками зодиака всех члнов группы.


Фредии стал удачей всей группы, выведя ее сначала в британские чарты, а затем и на мировой уровень. Тогда же Фредди взял псевдоним Меркьюри, под которым он стал известен миру.


Меркьюри был автором многих песен Queen, в том числе самой успешной - Bohemian Rhapsody. Когда ее выпускали в виде сингла, многие судачили о том, что это будет эпичным провалом - уж слишком долго она длится, да и смешение музыкальных стилей казалось рискованным. Но «музыкальное безумие» Меркьюри себе более чем оправдало. Клип на песню стал одним из наиболее значимых в мировой музыке, многие даже называют его «первым клипом в истории.


В любой композиции, исполняемой Фредди Меркьюри, былотпечаток его личности. В нем не было глянцевой красивости голливудских звезд, журнального блеска, искусственной - рассчитанной и выверенной идеальности, как не было и подчеркнутого неблагообразия или «шокирующего» антиэстетизма многих рок-групп. В нем была чудная теплота естественности, милого несовершенства, самобытной красоты. Весь его облик был отмечен трогающей сердце открытостью, один из его характерных сценических жестов - руки, раскинутые для объятья или для полета, а вернее - и для объятья, и для полета.

Конечно, Фредди очень был театрален. Его безумные вечеринки с переодеваниями, тортом, который надо перевозить вертолетом, его многолюдные клипы, фантастические костюмы (например, покрытый множеством глаз) выдают буйство фантазии, - это «пир воображенья». Отсюдаи его тяготение к переменам в облике («великий притворщик»!) Фредди, судя по воспоминаниям близко знавших его людей, доставляло наслаждение быть источником праздника. «Он любил повеселиться» - об этом пишут почти все, кто оставил воспоминания о Фредди, но на самом деле, кажется, что, скорее, ему нравилось веселить, ставить спектакли-праздники. И чем шире круг участников, тем лучше - достаточно вспомнить знаменитый день рождения на Ибице, на котором в конце концов нашлось место почти всем жителям - «просто так»… Праздник, которому можно многое отдать. Ему нравилось дарить - особняки, дорогущие безделушки, ему нравилось раздавать деньги - друзьям, возлюбленным, нуждающимся, о которых случайно услышал. Давать, давать, давать («All I do - is give») - ему был свойствен какой-то инстинкт щедрости - и, уж конечно, он проявлялся не только в том, что он безудержно тратил деньги и раздавал вещи. Та же беспредельная щедрость - в том, что и как он пел, в том, как он относился к миру.
В 1980 году Меркьюри сменил имидж - он остриг волосы и отрастил усы.


В 1982 году группа ушла в отпуск, и Меркьюри мог реализовать себя в сольных проектах. В числе прочего, он записал альбом Mr. Bad Boy, в который вошла и песня I was born to love you:


В числе самых известных песен Queen - We are the champions, которую считают гимном футбольних фанатов. Она традиционно звучит во время награждения победителей Лиги Чемпионов. Начиная с 1977 года группа традиционно закрывала свои концерты двумя песнями - We are the champions и We will rock you. День безоговорочного триумфа Queen - 13 июля 1985 годы, тогда состоялся благотворительный концерт "Live Aid" на стадионе «Уэмбли» в Лондоне. Действо собрало более 80 тысяч человек. Несмотря на то, что на концерте выступали также Элтон Джон, Пол Маккартни, Стинг, Девид Боуи и U2, именно выступление Меркьюри с командой стало главным событием вечера. В 1986 году Queen вернулись на «Уэмбли» с концертом в поддержку альбома "A Kind of Magic".

В 1987 году состоялся один из самих известных дуэтов Фредди Меркьюри - с оперной дивой Монсерат Кабалье. Это был уникальный тандем, в котором гармонично объединилась музика массовая и элитарная, между которой, казалось, пролегала пропасть. Кстати, до того, как спеть вместе с Фредди, Монсерат спела несколько его песен во время концерта в лондонском Ковент-Гарден. Меркьюри, который ранее подарил диве касету со своими записями, был крайне удивлен таким шагом. По воспоминаниям композитора Майка Морана, встретившись, Фредди и Монтсеррат Кабалье пели ночь напролет: «они играют не из денег, а чтобы вечность проводить».

Совместное выступление с Монсеррат Кабалье в 1988 году стало последним для Меркьюри - к тому времени его уже подкосил СПИД… Уже в 1986 году стали поговаривать о болезни Меркьюри. Заявление о том, что он болен СПИДОм Фредди сделал только 23 ноября 1991 года, после нескольких лет жизни в затворничестве. На следующий день, 24 ноября, он умер.
Фредди Меркьюри был живым доказательством того, что в мире существуют вещи, чувства, которые могут быть выражены только средствами искусства, может быть, они только в искусстве и живут. Музыка Фредди - музыка «простых реакций», простых чувств, она в крайней степени насыщена чувством жизни, жадной любовью к несовершенному миру, жаждой свободы, верой. И это трагическая музыка. Последние его альбомы были один лучше другого. Становился сильнее, совершеннее его голос, приобретали все большую глубину его композиции. И все очевиднее становился трагический характер его творчества: «Это то, к чему мы пришли: люди разобщены…», «Я только тень того человека, которым должен быть…», «Посмотри, что люди сделали со своими душами: они отнимают у себя жизнь…главное для них - гордыня… в них нет терпимости, а мир мог бы быть раем для всех», «Слишком много любви убивает…» и т.д.
И все же... и все же его взгляд был всегда обращен к жизни. Нечто, достойное Бога, и прощения, и вечной жизни было во Фреддином прощальном жесте любви, обращенном к непобедимо для него прекрасной жизни. В песне «Winter’s Tale» жизнь как будто истекает на глазах. «Все кружится, кружится… Все как во сне…» - поет Фредди, и «круженье» кажется гаснущим сознанием, но вместе с тем - «Снегопад - алеющие небеса… шелковая луна в небе… Все полно тишины и покоя… Это так прекрасно! Как будто нарисовано в небесах! - Мир в твоих ладонях» - и все это безумное богатство завершается возгласом-вздохом - «Ууу! Это блаженство!» Восторг перед прекрасным миром угасает только с жизнью.
Можно долго говорить о том, что в конечном итоге привело Меркьюри к кончине. Перебирать все подробности его личной жизни и смаковать ими, сходясь на мысли, что все случилось неспроста. Но - к чему все это? Он ушел, музыка осталась - понятная каждому, воодушевляющая, сильная. Он умер, но его песни вдохновляют на то, чтоб жить.

Для того, чтоб завершить историю о Меркьюри, не нужно ничего выдумывать. Он сам все придумал, записав прощание со всеми, кто знал его и теми, кому еще только предстоит узнать - уже как почившую легенду. “Show must go on” - сингл, который Queen записали в 1991 году.Фредди был уже настолько болен, что не мог участвовать в съемках клипа.Show must go on никто не сможет спеть так же, как Фредди.Из интервью Брайана Мэя CNN, 9 января 2000. "В этом сборнике представлена The Show Must Go On, э-э, которая является песней Queen, потому что однажды мы решили всему давать авторство Queen, но эта песня как бы... я считаю её своим ребёнком, потому что большую её часть я написал рядом с Фредди, который сидел вот здесь (показывает на соседний стул) и, м-м, это был огромнейший опыт, потому что Фредди в то время действительно не мог (или не хотел) выражать себя в поэзии, за исключением некоторых конкретных случаев, и он знал... он знал, что это имело отношение к тому, что мы чувствовали по отношению к нему... и я спел главную вокальную партию для Фредди, и пришлось петь в основном фальцетом, потому что я просто не мог петь так высоко, и я подошёл к Фреду: «Ну как?» — «Нормально» — (Фред) ставит стакан с водкой, идёт в студию и просто с ходу поет её... и я думаю, это одна из лучших вокальных партий, когда-либо исполненных Фредди — оригинальная версия The Show Must Go On..."


Трагизм грандиозной жизни, все ее буйство, страдание и всеохватность, жажда свободы, немыслимая красота мира, которые вечно манят и так редко бывают достижимы, - вот что звучит в этом голосе и пробуждает любовь неутолимую - потому что нельзя вполне насладиться жизнью. И вровень этой музыке в самом деле - только любовь, и в ней - божественный привкус свободы, и потому в ней звучит голос победы, и потому, когда я слушаю Фредди, я чувствую так, как будто во мне бьется его сердце.

И в честь Дня Рождения этого человека-легенды, величайшего певца рок-музыки, наше сообщество предлагает провести в рамках нашего основного проекта "Queen: We will ROCK YOU!" мини-проект "Фредди Меркьюри - человек-легенда", который продлится с 5 сентября по 30 сентября 2015 года. Все сообщества-участники основного проекта могут присоединится к нашему основному проекту, если пожелают.

Почему так много людей воодушевляется при прослушивании пения Фредди Меркьюри? Что в его голосе кажется человеческому уху таким соблазнительным? Команда исследователей решила подойти к этому вопросу с научной точки зрения. Вот что они выяснили.

Научный анализ

Анализ вокального диапазона великого певца показал, что он был способен быстро модулировать свой голос. Это означает, что в его возможностях было заставить звучать себя одновременно и мягко, и грубо. Это, кстати, касается не только пения, но и обычного разговора - например, интервью. Результаты исследования опубликовали в журнале Logopedics Phoniatrics Vocology.

Удивительная способность

Эффект, вероятнее всего, достигался за счет быстрого изменения высоты тона. Это умение для большинства классически обученных вокалистов выходит за пределы их возможностей. Кроме того, возможно, Фредди был в состоянии управлять так называемыми желудочковыми складками своей гортани (маленькими "крылышками" в пределах голосовых связок).

Все это приводило к тому, что Меркьюри удавалось издавать "субгармонию" - сочетание звуков, которое подавляющее большинство людей не в состоянии воспроизвести. Они могут только наслаждаться этим звучанием из уст гения. Команда исследователей сравнивает это со звуковой системой, работающей на пределе, называя певца "следующим по пути к хаосу". Исследователи пришли к выводу, что эти черты в сочетании с быстрым и нерегулярным вибрато, возможно, помогли создать эксцентричный и яркий сценический образ Фредди Меркьюри.

Поговаривали, что вокальный диапазон солиста Queen охватывал четыре октавы, но международная группа исследователей не нашла никакого подтверждения этому. Но абсолютно точно остается фактом то, что удивительно талантливый Фредди Мерекьюри имел невероятный голос, а наука только в очередной раз подтвердила, насколько действительно своеобразным он был.

Легенда о том, что Меркьюри на высоких нотах мог голосом бить посуду, запустил басист Queen Джон Дикон.
Весной этого года произошли два, казалось бы, никак не связанных друг с другом события: по результатам опроса слушателей «Радио Люксембург» (считается, что эта му-зыкальная радиостанция наиболее точно отражает вкусы «среднего европейца»), лучшим певцом XX века был признан Фредди Меркьюри, ему отдали голоса более 30 процентов респондентов. Занявший в рейтинге второе место Элвис Пресли получил чуть меньше 15 процентов голосов. А на интернет-аукционе eBay была продана очень странная магнитофон¬ная запись. То есть, на пер- вый взгляд, ничего особенного в ней не было: слегка поскрипывая, на пленке звучит инструментальная пьеса какого-то джазового оркестра. И где-то на второй минуте записи отчетливо слышен мужской голос: «Черт побери, сколько тебя можно звать! Пора зa работу!»
Как оказалось, то была запись, которую в 1972-м сделал владелец студии грамзаписи «Трайдент» Норман Шеффилд. Он переписывал на магнитофон виниловую пластинку оркестра Каунта Бейси, когда его призвали на работу в студию. А человек, который рявкнул так, что звуковые колебания его голоса передались на тонарм проигрывателя и записались на магнитную ленту – Фредди.
Тогда в 1972-м, Queen записывали в лондонской «Трайдент» свой первый диск и хозяин студии решил использовать для той перезаписи перерыв в работе. Но вы только представьте себе (а еще лучше попробуйте сами), какой силы должен быть голос, чтобы механически влиять на работу «вертушки»!
Легенду о том, что Меркьюри на высоких нотах мог голосом бить посуду, запустил басист Queen Джон Дикон: в первых интервью, а затем и в авторской статье для журнала «Рекорд коллектор» Дикон утверждает, что как минимум дважды «Фредди издавал крик такой силы и громкости, что на столе лопнули хрустальные фужеры».
И хотя, кроме него, никто эти факты не подтверждает, фэны Queen и Фредди в них не сомневаются. Диапозон голоса Фредди Меркьюри составлял четыре октавы, это в жва раза шире, чем голос среднего человека, а с тремя октавами уже можно подумать и о карьере певца. Согласно Книге рекордов Гиннеса, у мужчин пальму первенства здесь держит американский певец Тим Стормс – шесть октав, женский рекорд в восемь октав принадлежит бразилианке Джорджии Браун. Но как говорит известный педагог по вокалу Джанет Эдвардс (среди ее клиентов Леона Льюис, марайя Кэри и Мел Си), «Тренировками диапозон доводится до трех октав, с четырьмя можно только родиться. Условно говоря, от двух октав до трех один шаг, от трех до четырех – расстояние как от Земли до Луны».
В случае с Фредди Меркьюри, главное, по мнению Эдвартс, не диапозон голоса и даже не его сила, а постановка, точнее – полное ее отсутствие!
«В отличии от большинства рок-певцов, мистер Меркьюри пел на так называемом длинном брюшном дыхании, - объясняет Эдвардс, - это школа оперного вокала.
Но Фредди научился этому приему самостоятельно, и так как у него никогда не было своего педагога, его манера далеко не идеальна, но именно в этой, так сказать, дефектности и заключается его прелесть и уникальность.
В рок-музыке певцы поют грудью и поют короткими фразами, а Меркьюри демонстрировал так называемый непрерывный выдох, мы слышим это в «Барселоне» и «Bohemian Rhapsody». В чем его отличие, скажем, от мистера Иэна Гиллана? Певец Deep Purple в молодости тоже умел брать высокие ноты, но то были просто ноты в верхнем регистре, а Фредди Меркьюри на этих запредельных высотах пел текст, артикулировал фразы». Единственный рок-певец, по мнению Эдвардс, пытавшийся работать в манере Фредди, - Роб Хэлфорд из Judas Priest, «но его подводит маленький, по сравнению с Фредди голос».
Занятно, что сам Фредди Меркьюри свой голос уникальным не считал и уж точно не бахвалился им. Как вспоминает Брайан Мэй, «в 1986-м мы репетировали «A Kind Of Magic» для концерта на «Уэмбли», и Фредди вдруг уперся: «Вы играете слишком высоко, мне так не взять!» Мы говорим, что играем в обычной тональности, что он пел так сто раз, а он: «Ну и черт с вами, пойте сами!» Мы с Роджером и спели, а он потом издевался над нашим блеяньем целый год».
Насколько неповторим был Фредди, стало понятно, когда Queen пригласили петь Пола Роджерса: три с половиной октавы голос, вроде бы, достойный приемник, но… Дыхание, и еще раз дыхание! Роджерс поет вещи Queen так, как их спел бы любой профессиональный рокер – с чувством, на отличном форсаже и даже пользуется так называемым несмыканием связок (сложный прием горлового пения), а вот эффекта «Непрерывного выдоха нет!
Как сказал Робби Уильямс, в свое время тоже пробовавшийся на место Фреддт, «все мы, по сравнению с ним, обыкновенные плакальщики рока, мы много чего умеем, мы даже чувствуем его присутствие за спиной. Но спеть, как он, не дано никому, лучше и не пробовать».
Великий Лучано Паваротти ка-то сказал: «У меня был соблазн спеть «Another One Bites The Dustu», и я даже стал репетировать эту вещь, и вдруг обнаружил, что во втором куплете меня меня постоянно тянет на фальцет! Я переслушал оригинал и убедился, что Фредди Меркьюри пел этот фрагмент отнюдь не фальцетом – высоко, но не фальцетом. Это очень трудно, почти невозможно, я знаю лишь двух-трех теноров, которые могли бы повторить это».
Это тоже довольно странный вывод – хотя бы потому, что Фредди считается не тенором, а баритоном, но кто в здравом уме станет спорить с Паваротти!
Но самое удивительное заключается, наверное, в том, на кого Меркьюри ориентировался в начале своей певческой карьеры – это Джон Леннон!
По мнению Фредди, вокальная партия Леннона в «Twist And Shout» - «предел мечтаний рок-певца, эталон выразительности и экспрессии, или петь так или не петь вовсе!»

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

★ Считается, что человеком с самым широким диапозоном голоса был американский исполнитель водевилей Чарлз Келлог (1868-1949): судя по оставшимся после него записям, диапозон голоса составлял 12,5 октав, он мог подражать пению птиц и уходил в ультразвук (14 тысяч Герц).
★ По мнению некоторых специалистов, голос Фредди имел качества, «присущие голосам великих итальянских певцов-кастратов XVII-XVIII веков: широкий диапозон, равную силу в верхнем и нижнем регистрах, способность менять тембральную окраску».
★ По словам Брайана Мэя, Фредди с легкостью пел партию из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, в котрой использована самая низкая нота из всего мирового хорового пения.
★ Фредди Меркьюри был одним из немногих певцов высшей лиги рока, никогда не пользовавшихся услугами консультанта/преподавателя вокала.

Ксения ПОЛИНА


Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред ли это, достаточно знать, что такое октава .

С физической точки зрения октава -- это увеличение частоты звуковых колебаний вдвое. Например, 440 Гц -- это ля первой октавы (стандартный камертон), 880 Гц -- это ля второй октавы. Интервал между ними -- октава. (Такой музыкальный строй является основным для европейцев уже 2 века).

Вся полоса голосовых частот у людей обоих полов лежит примерно между 80 Гц и 1100 Гц. От ре большой октавы (73 Гц) до до# третьей октавы (1108 Гц).
Если пересчитать в октавы, получим:
80 * 2^x = 1100;
2^x = 1100/80;
x = ln(110/8)/ln(2) = 3.78 октав;

Округлим до 4 октав. Это весь (ВЕСЬ) диапазон нормальных человеческих голосов от баса до сопрано. Человек (не важно какого пола), который может петь в диапазоне 4 октав, обладает выдающимися вокальными данными (и, скорее всего, годами тренировки). Таких людей мало. Эти четыре октавы могут быть сдвинуты выше или ниже основной полосы, но сейчас я говорю в общем о размахе диапазона. В книге рекордов Гиннесса у мужчин рекорд -- 6 октав , у женщин -- 8 октав . Таких мутантов всего несколько на все человечество.

Вокальные диапазоны (бас-тенор-альт-сопрано) обычно делят по 2 октавы. Допустим, мы учитываем не только нормальный регистр голоса, но и фальцет -- это еще примерно 1 октава вверх для мужчин. Для женских голосов фальцет дает небольшой прирост диапазона. Итого есть 3 октавы: это хорошо тренированный певческий голос с учетом фальцета. Уверенный голос без фальцета от 2 до 3 октав -- это уже хорошие данные + очень хорошая тренировка.

Например, Фредди Меркури мог петь от фа большой октавы до фа второй октавы (и до ми третьей фальцетом). Это три октавы чистого голоса и еще почти октава фальцета. Эрик Адамс поет в 4 октавах на записях.

Стоит еще учитывать, что фактический диапазон и музыкальный диапазон -- вещи разные. Под вокальным диапазоном обычно понимают набор музыкально полезных звуков, которые доступны певцу. Под полезными подразумеваются те звуки, которым певец может придать необходимую длительность, силу и окраску. Я, к примеру, могу пищать фальцетом в третьей октаве и булькать басом в большой -- но музыкально эти звуки бесполезны, потому что ни контролировать их длительность, ни сделать их громкими, ни влиять на выразительность я не могу. Да и само их воспроизведение вызывает такое напряжение, что ни о каком исполнении речи нет.

Стандартная клавиатура фортепиано -- 88 клавиш. Это 7 с хвостиком октав. Вдвое больше, чем доступно очень хорошо развитому голосу.