Мозаика св юстиниан со свитой. Ранняя византия

Новую страницу в истории Равенны открывает 540 год - год ее завоевания византийским полководцем Велисарием. С этого момента и вплоть до 751 года, когда Равенну захватили лангобарды, город прочно с. 43
с. 44
¦ входил в состав Византийской империи. При таком положении вещей естественно было бы ожидать появления в Равенне греческих мастеров. Однако этого как раз не случилось. По всей видимости, местные мастерские мозаичистов были настолько крепкими, что византийские чиновники и духовенство предпочитали пользоваться их услугами, нежели приглашать мастеров из-за моря. В лучшем случае может идти речь лишь об использовании равеннскими художниками византийских образцов (миниатюр, изделий из слоновой кости) в качестве предметов для подражания. Но ни в одной равеннской мозаике VI века нельзя опознать руку византийского мастера. Поэтому так беспочвенны неоднократно высказывавшиеся гипотезы о приглашении в Равенну многочисленных артелей византийских мозаичистов 29 . Еще более бездоказательны утверждения, будто византийское искусство впервые пришло на смену равеннскому в мозаиках Сан Витале 30 . И в данном случае мы имеем дело с равеннским искусством, хотя и находившимся под сильным византийским влиянием. В двух других равеннских памятниках пятого десятилетия VI века (Сант Аполлинаре ин Классе и Сан Микеле ин Аффричиско) местные традиции не только господствуют, но и претерпевают ряд таких изменений, которые можно рассматривать как дальнейшее развитие наметившихся уже в мозаиках эпохи Теодориха стилистических сдвигов.

29 Эта точка зрения была одно время особенно популярной у ряда исследователей XIX века (Ж. Лабарт, Ф. Грегоровиус, Ш. Байе, Э. Мюнц, Э. Добберт, В. Шульце и другие). См.: Е. К. Редин, Мозаики равеннских церквей. С.-Петербург 1896, 5–7.

30 G. Galassi. La prima apparizione dello stile bizantino nei mosaici ravennati. - Atti del X Congresso internazionale di storia dell"arte. Roma 1912, 74–79; Id. Roma о Bisanzio, I, 97; G. Bovini. Mosaici di Ravenna. Milano 1956, 35.

Церковь Сан Витале 31 представляет из себя восьмиугольный мартирий византийского типа, близкий к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Она была заложена еще при епископе Экклесии (521–532), но построена между 538 и 545 годами. По-видимому, все ее мозаики одновременны (546–547), и различие их стиля следует объяснять не тем, что они исполнены в разное время, а тем, что здесь работали разные мастера, к тому же использовавшие разные образцы. Церковь Сан Витале возведена на средства богатого банкира Юлиана Аргентария, которого теперь склонны рассматривать как тайного агента Юстиниана, подготовившего захват Равенны Велисарием. Храм был торжественно освящен в 547 году епископом Максимианом (546–554), ставленником того же Юстиниана 32 . Этот некогда скромный диакон из Поло (Пула) в Истрии был направлен византийским императором в Равенну для проведения угодной ему религиозной политики. Максимиану пришлось преодолеть сильное сопротивление равеннцев, симпатии которых он в конце концов завоевал богатыми дарами и постройкой многочисленных церквей.

31 J. Quitt. Der Mosaiken-Zyklus von S. Vitale in Ravenna. Eine Apologie des Diophysitismus aus dem VI. Jahrhundert. - ByzDenkm, III 1903, 71–109 (рец. А. Баумштарка: ОС, I 1904, 423 ff.); Galassi. Roma о Bisanzio, I, 86–100, tav. LXXI–ХCIII; R. Delbrück. Portraits aus den Kaisermosaiken in San Vitale. - AntDenkm, IV 1931, 10–11; J. Strzygowski. Asiens bildende Kunst. Augsburg 1930, 405–415; R. Bartoccini. Un restauro ai mosaici di San Vitale. - FelRav, 43 1934, 58–61; K. M. Swoboda. Die Mosaiken von San Vitale in Ravenna. - Neue Aufgaben der Kunstgeschichte. Brünn 1935, 25–44; S. Bettini. Die Mosaiken von San Vitale in Ravenna. Berlin 1940; G. Rodenwaldt. Bemerkungen zu den Kaisermosaiken in San Vitale. - JdI, 59–60 (1944–1945) 1949, 88–100; S. Muratori. I mosaici ravennati della chiesa di San Vitale. Bergamo 1945; G. Mesini. I musaici (della chiesa di S. Vitale). - ArtGr, 375 1947, 8–10; E. Tea. Una rappresentazione dell"offertorio in S. Vitale. - Ibid., 15–16; C. Cecchelli. Le «Imagines» imperiali in S. Vitale. - FelRav, 54 1950, 5–13; L. Ringbom. Graltempel und Paradies. Beziehungen zwischen Iran und Europa im Mittelalter. - Kungl. Vitterhets Historie och Antikvitets akademiens Handlingar, 73. Stockholm 1951, 148 ff.; F. W. Deichmann. Contributi all" iconografia e al significato storico dei mosaici imperiali in S. Vitale. - FelRav, 60 1952, 5–20; P. Toesca. S. Vitale in Ravenna. I mosaici. Milano 1952; F. W. Deichmann. Gründung und Datierung von San Vitale zu Ravenna. - L"Art del I millenio. Torino 1953, 111–117; S. Bettini. Quadri di consacrazione nell"arte bizantina di Ravenna. - Ibid., 152–180; O. von Simson. Zu den Mosaiken von S. Vitale in Ravenna. - BZ, 46 1953 1, 104–109; G. Bovini. S. Vitale di Ravenna. Milano 1955; P. Michelis. Zur Ikonographie der Mosaiken des Presbyteriums von S. Vitale in Ravenna. - Wissenschaftliche Zeitschrift der Ernst Arndt-Universität Greifswald, Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche Reihe I, V 1955–1956, 63–67; A. Bode. Das Rätsel der Ваsilicа di San Vitale in Ravenna. - ZKunstg, XX 1957 1, 52–79; A. Byvanck. I mosaici imperiali di S. Vitale di Ravenna. - CorsiRav, 1958 1, 49–54; Volbach. Frühchristliche Kunst, 76–77, Abb. 157–167; G. Stričević. Iconografia dei mosaici imperiali a San Vitale. - FelRav, 80 1959, 5–27; K. Hauck. Un"immagine imperiale a S. Vitale non ancora identificata. - Ibid., 28–40; K. Wessel. San Vitale in Ravenna. Ein Bau Theoderichs des Grossen? Zu alten und neuen Thesen. - ZKunstg, XXII 1959 3, 201–251; F. Gerke. Nuovi aspetti sull"ordinamento compositivo del mosaici del presbiterio di San Vitale di Ravenna. - CorsiRav, 1960 2, 85–98; A. Grabar . Quel est le sens de l"offrande de Justinien et de Théodora sur les mosaïques de Saint-Vital? - FelRav, 81 1960, 63–77; Ch. Delvoye. Sur la date de la fondation des Saints-Serge-et-Bacchus de Constantinople et de Saint-Vital de Ravenne. - Hommage à L. Hermann. Bruxelles 1960, 263–276; L. Mirkovič. Die Mosaiken von San Vitale zu Ravenna. - Akten XI. Internationalen Byzantinistenkongresses, 396–404; E. Battisti. Per la datazione di alcuni mosaici di Ravenna e di Milano. - Scritti di storia dell"arte in onore di M. Salmi. Roma 1961, 101 ss.; G. Bovini. Significato dei mosaici biblici del presbiterio di S. Vitale di Ravenna. - Corsi Rav, 1962, 193–215; G. Stričević. Sur le problème de l"iconographie des mosaïques impériales de Saint-Vital. - FelRav, 85 1962, 80–100; Л. Мирковиħ. Мозаици у цркви San Vitale у Равени. - Богословље, XXII 1–2 1963, 53–81; M. Lawrence. The Iconography of the Mosaics of S. Vitale. - Atti del VI Congresso internazionale di archeologia cristiana. Città del Vaticano 1965, 123–140. Наиболее убедительное толкование мозаик пресбитерия дают Е. К. Редин (Мозаики равеннских церквей, 125 и сл.) и К. Нордстрем (Ravennastudien, 93–98, 102–119). Все домыслы А. Бoде о принадлежности мозаик Сан Витале к эпохе Теодориха носят совершенно фантастический характер, так как они не опираются на непосредственное изучение памятника, а представляют из себя чисто литературную конструкцию.

32 См.: M. Mazzotti. L"attività edilizia di Massimiano di Pola. - FelRav, 71 1956, 5–30; G. Bovini. Massimiano di Pola arcivescovo di Ravenna. - Ibid., 74 1957, 5–27.

Попадая в Сан Витале, сразу оцениваешь специфические свойства мозаики, которая лишь здесь по-настоящему раскрывает таящиеся в ней красоты. Мозаика на гладких поверхностях (например, на стенах базилик) никогда не смотрится так, как на изогнутых (на арках, сводах, конхах, парусах и тромпах). Только тут она обретает полноценное эстетическое значение, поскольку размещенные под различными углами кубики смальты начинают искриться и переливаться различными оттенками. Это как раз и можно наблюдать в интерьере Сан Витале. Центральное подкупольное пространство охвачено восемью высокими арками. Через одну из них открывается пресбитерий, семь других заключают экседры и разделены на два этажа колоннами и аркадами. Большое главное помещение воспринимается в потоках света, который льется из окон купола и арочных проемов галерей. Лучи света, идущие в разных направлениях, дематериализуют мозаику, заставляя загораться неземным блеском ее поверхность. Под влиянием неравномерного освещения краски мозаичной палитры приобретают такое богатство и разнообразие оттенков, которое тщетно было бы искать в мозаиках, освещенных ровным рассеянным либо прямым и слишком ярким светом. Для верного художественного восприятия мозаика нуждается в таинственном, мерцающем освещении. Недаром она так хорошо сочетается с горящими свечами. И мозаики Сан Витале дают нам почувствовать очарование того вида монументальной живописи, который был излюбленным в раннехристианских и византийских храмах и который представлен в наше время лишь несколькими случайно сохранившимися памятниками.

В Сан Витале мозаика украшает апсиду и арку, свод и стены пресбитерия (вимы). В конхе апсиды представлен восседающий на сфере земной Христос Еммануил (табл. 52) . Левой рукой он опирается о свиток, скрепленный семью печатями, а правой рукой протягивает венец мученической славы св. Виталию, которого ему представляет ангел. Другой ангел встречает епископа Экклесия, несущего в дар модель основанной им церкви. Из скалистой почвы, усеянной лилиями, вытекают четыре тайных реки, которые символизируют четыре Евангелия. Подчеркнуто симметричная композиция и яркие, напоминающие драгоценные эмалевые сплавы краски (зеленая, голубая, синяя, фиолетовая, белая в сочетании с золотом) придают всему изображению особо торжественный характер. Мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению. Здесь работали опытные мастера, знавшие византийское искусство в его столичных вариантах.

Гораздо грубее, но по-своему экспрессивнее мозаики пресбитерия, принадлежащие другим художникам, чье творчество более крепко связано с местными традициями. Эти мозаики имеют сложное символическое содержание, в основе которого лежит идея о жертвенной природе Христа. Поэтому здесь, в соответствии с литургией, акцент поставлен на ветхозаветных изображениях, намекающих на крестную смерть Христа и на таинство евхаристии. На своде зритель видит медальон с мистическим Агнцем, который поддерживают четыре ангела, а на стенах парящих ангелов, несущих медальоны с крестами, Гостеприимство Авраама (табл. 53) (наглядная демонстрация отрицавшегося арианами равенства Сына Божьего лицам св. Троицы) 33 , Жертвоприношения Авраама, Авеля и Мельхиседека (ветхозаветные прообразы крестной смерти Христа и с. 44
с. 45
¦ его священнического сана), фигуры пророков Иеремии и Исаии (ветхозаветные прообразы евангелистов) 34 и три сцены из жизни Моисея: Моисей получает законы, Неопалимая купина на горе Хорив и Моисей пасет стада своего тестя Иетра (теологи рассматривали Моисея как образ и подобие Христа). Тройные арочные проемы верхней галереи фланкированы, по две с каждой стороны, изображениями четырех евангелистов и находящимися над ними их символами (евангелисты здесь введены как авторы повествования об евангельских событиях и как распространители христианского учения). На входной арке размещены медальоны с полуфигурами Христа, двенадцати апостолов и сыновей св. Виталия святых Гервасия и Протасия. Наконец, на триумфальной арке представлены два летящих ангела, которые несут медальон с крестом, и два града: Иерусалим и Вифлеем.

33 Гостеприимство Авраама имело и другое символическое значение, поскольку принесение в жертву тельца рассматривалось как прообраз пасхального агнца, т. е. крестной смерти Христа. См.: Nordström. Ravennastudien, 115.

34 Пророки Исаия и Иеремия были выбраны и потому, что они предсказали воплощение Сына Божия и его страдания. См.: Nordström. Ravennastudien, 118

Мозаики пресбитерия, частично пострадавшие от грубых реставраций, несколько выпадают из рамок равеннского искусства своей нарочито сложной символикой, которую, как известно, высоко ценили в Константинополе. Возможно, иконографическая программа этих мозаик восходит к византийским источникам. Но по стилю и характеру выполнения - смелому, экспрессивному и в то же время несколько грубоватому - мозаики неотделимы от художественной культуры Равенны. И в них дает о себе знать упрощение формы и цветовых соотношений. Однако мозаикам пресбитерия присущи сила и непосредственность выражения, что во многом компенсирует примитивность технических приемов. Особенно примечательна трактовка скалистого пейзажа, уступы которого, похожие на обломки кристалла, окрашены в яркие голубые, желтые, зеленые, лиловые и пурпуровые тона и местами тронуты золотом. На расстоянии эти краски выявляют объем блоков, вблизи же они воспринимаются в виде ослепительно яркого ковра, чарующего глаз красотою самых неожиданных цветовых сочетаний, которые странным образом напоминают украшенные эмалями варварские изделия из золота.

Особое место среди мозаик Сан Витале занимают портреты Юстиниана и Феодоры, размещенные на боковых стенах апсиды, по сторонам от окон. Для их исполнения были выбраны, по-видимому, лучшие из равеннских мастеров, которым дали столичные образцы. Это должны были быть царские портреты, рассылавшиеся в провинции Византийской империи для копирования. Такие портреты обычно включали в себя фигуры императора и императрицы с ближайшей свитой. В Равенну могли попасть и другого типа композиционные схемы, применявшиеся при изображении императорской четы во время торжественных выходов, когда она приносила драгоценные дары какой-нибудь церкви. Перед равеннскими мозаичистами стояла трудная задача: создать на основе таких столичных образцов оригинальные композиции, которые передавали бы вымышленные исторические события, никогда не находившие себе места в действительности. И они неплохо справились с этой непривычной для них задачей.

Юстиниан изображен приносящим в дар церкви тяжелую золотую чашу (табл. 54–56) . Он представлен, как и все другие, в строгой фронтальной позе. Голова его, увенчанная диадемой, окружена нимбом. Так как царь обычно снимал диадему при входе в нарфик, где его встречало духовенство, есть основание полагать, что на мозаике запечатлен момент, когда процессия еще не вошла в церковь. Справа от Юстиниана стоят двое придворных в патрицианских одеждах - это, вероятно, известный византийский полководец Велисарий и praepositus, один из высших чинов византийского двора (только он и патриарх имели право возлагать диадему на голову императора). Далее мы видим телохранителей, чьи фигуры полуприкрыты парадным шитом с монограммой Христа. За левым плечом Юстиниана виден пожилой человек в одежде сенатора, являющийся несомненным портретом (эту фигуру долгое время необоснованно принимали за изображение банкира Юлиана Аргентария). Часть композиции слева от Юстиниана заполнена фигурами епископа Максимиана с крестом в руке и двух диаконов, один из которых держит евангелие, а другой - кадило. Мозаичист допустил явный композиционный просчет, так как крайняя фигура едва уместилась на отведенном ей месте, и ее слегка вытянутая левая рука, как бы указывающая путь для процессии, перерезает поддерживающую кассетированное перекрытие колонну. В этом групповом портрете Юстиниан и Максимиан выступают как авторитарные представители светской (imperium) и церковной (sacerdotium) власти, причем первый облачен императорской potestas, а второй - епископской auctoritas. Поэтому их фигуры занимают доминирующее место. По той же причине над головой епископа красуется горделивая надпись: Maximianus. Роскошные одеяния дали возможность мозаичистам развернуть перед зрителем все ослепительное богатство их палитры - начиная от нежных белых и пурпуровых тонов и кончая ярко-зелеными и оранжево-красными. Особой тонкости исполнения они достигли в лицах четырех центральных фигур, набранных из более мелких кубиков. Это позволило им создать четыре великолепных по остроте характеристики портрета, в которых, несмотря на ярко выраженные индивидуальные черты, есть и нечто общее: особая строгость выражения и печать глубокой убежденности.(табл. 57–60) . Феодора стоит в нарфике, собираясь пройти через дверь на лестницу, ведущую на женскую половину галереи (matroneum). В руках она держит золотую чашу, на ее голове, окруженной нимбом, роскошная диадема, на плечах тяжелое ожерелье. На подоле хламиды императрицы вышиты золотые фигуры трех несущих дары волхвов, намекающие на приношение Феодоры. Для большей с. 45
с. 46
¦ торжественности фигура императрицы обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди склонен рассматривать как «нишу прославления» (Glorifikationsnische) 35 . Перед Феодорой шествуют два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью, а другой стоит совершенно неподвижно, скрыв руку под хламидой. За Феодорой следует группа придворных дам, возглавляемая дочерью и супругой полководца Велисария. И здесь роскошные византийские одеяния дали мозаичистам повод блеснуть изысканными колористическими решениями. Особенно красивы краски на трех центральных женских фигурах. Их лица набраны из более мелких и более разнообразных по форме кубиков, что облегчило передачу портретного сходства. Лица остальных придворных дам, как и лица стражи в мозаике с Юстинианом, носят стереотипный характер и мало выразительны. В них высокое искусство уступает место ремеслу и рутине.

35 A. Alföldi. Insignien und Tracht der römischen Kaiser. - RömMitt, I 1935, 133 ff

Мозаики Сан Витале, выполненные в одно время, но разными мастерами, наглядно свидетельствуют о том, насколько богатыми кадрами художников обладала Равенна еще в середине VI века. Об этом же говорят и мозаики Сант Аполлинаре ин Классе и Сан Микеле ин Аффричиско, в которых, однако, сильнее дают о себе знать местные равеннские черты и где уже ясно чувствуется начинающийся упадок монументальной живописи Равенны. с. 46
¦



Как и о большинстве раннехристианских мучеников, о Виталии известно очень мало, и, к тому же, из источников, датируемых не ранее IV века. Его женой была мученица Валерия, а их детьми — мученики Гервасий и Протасий. Согласно житию, Виталий был состоятельным гражданином Медиолана. В брошюре Филиппа, найденной вместе с телами двоих детей на миланском кладбище Св. Амброзия в 396, указано, что он был солдатом. Согласно этому документу, Виталий сопровождал судью Паолино в путешествии из Милана в Равенну. В Равенне судья подверг пыткам и смерти через обезглавливание лигурийского доктора Урсицина, который признал себя христианином. Виталий приблизился к доктору и помог ему встретить пытки и смерть, открыто убеждая быть твёрдым в перенесении мучений. Также устроил его захоронение. Открыто исповедовавший себя христианином, Виталий был подвергнут пыткам, после чего был похоронен заживо (засыпан камнями). Время мученичества Виталия относится разными исследователями к гонениям Нерона или Марка Аврелия.

Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебряника), пожертвовавшим на храм 26 000 золотых солидов (на его же средства строилась соседняя Saint Apollinare in Classe).

После смерти Теодориха (526 год) Равенной правит череда остготских правителей: его дочь Амаласунта (регентша при его же сыне Аталарихе), Теодахад, Витигес. В 540 г. Равенну осаждает и берет штурмом Велисарий, полководец имп. Юстиниана. По указу Юстиниана вскоре учреждается Равеннский экзархат - административно-территориальную единицу в составе империи. С 540 г. начинается двухвековой период византийского владычества в Равенне, который продолжится до захвата города лангобардами в 751 г.

Спустя 20 лет с начала строительства, уже при новой, византийской власти и при новом епископе, создание храма завершается. Освятил базилику 19 апреля (по другим сведениям, 17 мая) 548 г. 27-й епископ Равенны Максимиан.
В последний год строительства, 548-й, и были созданы потрясающие мозаики Сан Витале, донесшие до нас мозаичное искусство Византии VI века.

Для начала - пару слов об архитектурных особенностях базилики .

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа.

Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители, пульван и т. д.).

Храм сложен из тонкого (4 см. толщиной) византийского кирпича, типичного для восточной части империи в эпоху Юстиниана. Слои кирпича перемежаются той же толщины слоями фиксирующего раствора.

Первоначальный вход в базилику (через клуатр - аркадный дворик) сейчас закрыт стеной Музея Равенны. Новый вход расположен ниже уровня поверхности земли.

Наружные стены за редким исключением не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами, сложенными около 1000 года.

Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опорных столбов. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры (при реконструкции в 1562 г. деревянные хоры были убраны). В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви.

Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия.

Выступающие за кольцо подкупольных столбов высокие аркады открывают центральное пространство глазам посетителя сразу же, как только он входит в церковь. Ещё находясь во внешнем обходе, он чувствует, что высоко поднятый купол словно вбирает в себя всё внутреннее пространство храма.

Мне приходилось бывать в разных храмах. Могу констатировать собственное ощущение: ни Успенский собор Москвы, ни София Киевская, ни выскобленный до костей протестантами рижский Domus, ни краснокаменный готический собор Базеля, ни строгий серый Цюрихский Munster, ни выстроенный из кремового песчаника собор Пальма-де-Майорки с его разноцветной галюциногенной розой не дарили мне этого волшебного ощущения. Лишь в двух храмах я испытывал чувство явственного разрыва пространства, реальности открытой вверх двери, ощущение неслышимой, на грани человеческого восприятия вибрации под куполом, подобной недоступному для уха хору. Первый - собор Богоматери в Париже. Второй - базилика Сан Витале.

На восьми опорах держится восьмигранный купол диаметром в 16 метров.

Перед апсидой, освещаемой тремя высокими окнами круговой обход ротонды прерывается пресбитерием, окружённым двухэтажными аркадами.

Алтарь вынесен за пределы апсиды в пресбитерий, а в ней установлена стационарная мраморная кафедра. Капители аркады пресбитерия выполнены в форме ажурных корзинок и украшены изнутри резными изображениями креста, помещённого между двумя агнцами.

С наружней стороны те же капители украшены уже изображениями пьющих из сосуда павлинов:

Отдельно скажу о колокольне. Она была построена в Х веке, до половины разрушена землетрясением 1688 г. и восстановлена в 1696-98 гг., а в сер. XVIII в. была вновь перестроена.

Интерьер .

Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, в то время как верхние части стен, вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха) стены (вимы) пресбитерия покрыты византийской мозаикой. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546—547 годы и было призвано продемонстрировать западному миру могущество и культурное превосходство византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии. Разумеется, то, что вы видите за пределами пресбитерия и на внутреннем пространстве купола - роспись конца XVII в., периода капитального ремонта церкви.

Конха апсиды украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов.

Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями (Откр.5:1), а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.

Из под ног Иисуса по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник воды живой (Откр.21:6).

На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей.
Император с супругой изображены как донаторы, приносящие в дар церкви драгоценные литургические сосуды. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов. При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю.

Император Юстиниан приносит в дар церкви патену и изображён, как и все другие фигуры, в фронтальной позе. Его голова, увенчанная диадемой, окружена нимбом, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующую особу.

По сторонам от Юстиниана стоят придворные и священнослужители. Среди них выделяются: пожилой человек в одежде сенатора (единственный стоит во втором ряду, по одной из версий, это ростовщик Юлиан Аргентарий, финансировавший строительство базилики, по другой, полководец Велисарий, по третьей, praefectus praetorio (префект претория) — должностное лицо, представлявшее особу императора в день освящения храма), епископ Максимиан с крестом в руке и два диакона (один держит Евангелие, а другой — кадило). На этой мозаике Юстиниан и Максимиан изображены как авторитарные представители светской и церковной власти, поэтому их фигуры занимают доминирующее место, а над головой епископа даже помещена горделивая надпись: Maximianus. Если портрет Юстиниана является, скорее всего, копией с официальных изображений, рассылаемых по всей империи, то портреты Максимиана и персонажа, стоящего во втором ряду, выделяются характерными чертами, позволяющими предположить знакомство мозаичиста с оригиналами.

Императрица изображена стоящей в нарфике, перед ней стоят два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры дар церкви — золотой потир, голова, увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах лежит тяжёлое жемчужное ожерелье (NB: жемчуг в Византии - привилегия императорской семьи!). Подол плаща императрицы украшает сцена поклонения волхвов, что является намёком на подношение самой Феодоры. Фигура царицы (единственная из всех остальных) обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди рассматривает как «нишу прославления». Группу придворных дам, идущая за Феодорой, возглавляют две женщины, чьи изображения наделены портретными чертами, (предположительно, Антония и Иоанна — жена и дочь полководца Велисария).

Поражают красота и внутреннее достоинство Антонии - женщины в платье, украшенном птицами, через одну справа от Феодоры.

Триумфальная арка

Арка, обрамляющая конху апсиды, по причине богатого мозаичного украшения получили название триумфальной. Она украшена мозаикой с изображением семи пар рогов изобилия в окружении цветов и птиц.

Около верхней пары рогов помещены изображения императорских орлов, а между ними — монограмма Иисуса Христа.
Наружная сторона арки, обращённая в пресбитерий, украшена изображением двух ангелов, возносящих медальон с крестом. Они изображены между двумя центрами христианского паломничества — Иерусалимом и Вифлеемом.

Входная арка

На склонах входной арки пресбитерия помещены 14 медальонов (по 7 на каждой стороне) с полуфигурами апостолов и святых, а в замке арки медальон с ликом Христа. Медальоны разделяются парами дельфинов. Медальоны представлены в следующем порядке (по направлению слева направо, если смотреть из основного пространства храма): мученик Гервасий; апостолы Фаддей, Матфей, Варфоломей, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Пётр; Христос; апостолы Павел, Иаков, Филипп, Фома, Иаков Алфеев, Симон Кананит, мученик Протасий. Таким образом, кроме двенадцати апостолов на арке изображено двое святых — Гервасий и Протасий, которых традиция называет сыновьями святого Виталия. Лицам апостолов преданы индивидуальные черты, так апостол Андрей изображён с всклокоченными волосами и широко раскрытыми глазами.

Пресбитерий .

Вимы пресбитерия разделены на три мозаичных регистра: стены, верхнюю галерею и свод. Художественное исполнение мозаик пресбитерия гораздо грубее по сравнению с мозаикой апсиды, вероятно, они были созданы другими мозаичистами, работавшими в местной традиции. Вместе с тем, в мозаиках пресбитерия нет статичности мозаик апсиды: персонажи стоят, сидят; к зрителям они обращены анфас, в профиль, пол-оборота; на смену золотому фону апсиды пришли пейзажи. Тематика мозаик посвящена символическому содержанию идеи жертвы Христовой, которая раскрывается через ветхозаветные образы в соответствии с литургической трактовкой таинства евхаристии.

Левая стена

Мозаики левой стены (левого люнета) посвящены событиям из жизни патриарха Авраама: «Гостеприимство Авраама» (или ветхозаветная Троица) и «Жертвоприношение Авраама». В первой композиции три гостя сидят на столом на котором лежат три хлеба, отмеченные знаком креста, Авраам преподносит заколотого им телёнка, а его жена Сарра наблюдает за этой сценой из хижины. На второй композиции основной акцент перенесён на божественную длань, которая отводит в сторону нож Авраама, занесённый над его сыном Исааком. По сторонам от центральных композиций изображены пророк Иеремия со свитком в руках и Моисей, получающий на Синае Скрижали Завета на глазах двенадцати старейшин Израилевых.

Правая стена

Центр правой стены (правый люнет) занимает композиция с изображением жертвоприношений Авеля и Мельхиседека (символический намёк на крестную смерть Христа). Изображение трёх жертвоприношений (Авеля, Мельхиседека и Авраама) на стенах пресбитерия иллюстрирует молитву евхаристического канона римской литургии.

Слева от центральной мозаики помещены две сцены из жизни Моисея: видение им Неопалимой купины на горе Хорив, и Моисей среди стада его тестя Иофора. В правой части изображён пророк Исаия (его фигура является парной по отношению к пророку Иеремии на противоположной стене). Эти два ветхозаветных пророка были выбраны по причине того, что они предсказали воплощение Сына Божьего, его страдания и крестную смерть. Необычно изображена сцена с Неопалимой купиной: огнём объят не только куст, но вся гора.

Верхняя галерея и свод

Арочные проёмы ("паруса") верхней галереи украшены изображениями четырёх евангелистов и их символами. Из под ног евангелистов вытекают ручьи чистой воды, символизирующей благую весть Евангелия, в этой воде купаются птицы и водные звери, в том числе цапля и черепаха. В основание арок помещены вазы, из которых растут виноградные лозы и, переплетаясь, сходятся в замке арки у изображения креста.

Свод украшен медальоном с изображением апокалипсического Агнца (Откр.5:12), поддерживаемого четырьмя ангелами в позе Оранта, символизирующими стороны света. Белоснежный агнец, увенчанный нимбом, изображен на фоне звёздного неба, медальон с ним обрамлён венком. Композиция окружена райскими деревьями, растениями, птицами и животными. Божественный Агнец, взявший на себя грехи мира, венчает цикл мозаик пресбитерия, посвященный жертвам, приносимым людьми Богу.

Наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом.

Напротив изначального входа в храм помещен оссуарий:

В посте был использован текст Википедии (статьи Сан-Витале, Равенна, Экклесий, Теодорих, Юстиниан и др.), материалы моей июльской фотосессии в Сан Витале, а также страницы альбома Gianfranco Bustaccini "Ravenna. Capital of Mosaic".

P.S. Если кто-то спросит, зачем я поставил эпиграфом к посту отрывок из "Фрагментов о посольствах", поясню. Не знаю, поймете ли, но попробую.
Вот посещаешь красивый южный город, идешь по заросшей пиниями улице, заходишь в храм, который стоит здесь уже почти полторы тысячи лет, дотрагиваешься до отполированного мрамора колонн пресбитерия

и внезапно понимаешь, что вся история, которую хранит память твоего народа, насчитывает не более 500 лет - опричнина, Казань, Астрахань, подъем, расширение, Петр, корабли, верфи, Петербург, Полтава, Елизавета, корабли, гренадеры, Кусково, Бородино, кирасиры, Толстой, взгляды солдат, война, мир, война, мир, война, война, война...
ДО этого - пустота. Полторы тысячи лет назад - не было ни Петра, ни безумного Ивана с его собакоголовым войском, ни Владимира Мономаха с его охотами и поучением. Ни Святослава с его изборником, ни варягов, ни русов, ни белорусов, ни украинцев, ни поляков, ни чехов, ни болгар.

Было поле. И пахнущая выжженной летним солнцем полынью равнина. В поле на границе византийской провинции Фракии собрался народ склавинов, числом около ста тысяч, с женами и детьми, чтобы разграбить эту землю. Предки всех тех, нас, кто переживет позднее великую историю - русских, украинцев, поляков, сербов, стоят здесь, на границе империи, пугая пограничные заставы численностью, криками, лошадиным ржанием и заполняющими всю долину кострами - в предвкушении новой, лучшей жизни.

Осмотр достопримечательностей итальянского города Равенна, на мой взгляд, лучше всего начинать с базилики Сан Витале . Вообще, советую сразу приобрести «полный» билет на посещение всех музеев города - это, несомненно, подарит уйму приятных впечатлений. Находится эта церковь буквально в 15 минутах ходьбы от железнодорожного вокзала Равенны.

Церковь была построена в 527 году . Сейчас она находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также Сан-Витале является единственной церковью времен императора Юстиниана Первого, которая сохранилась до наших дней практически в первозданном виде.

Возле входа стоит вот такой барельеф для незрячих.

Во дворе церкви мы увидели вот такой необычный цилиндр из позолоченной соломы. Как выяснилось позже, этот цилиндр является частью инсталляции 2008 года, которая по задумке создателя должна заставить людей задуматься над утилизацией отходов.

С точки зрения архитектуры, Сан-Витале представляет из себя восьмигранное здание с куполом, т. е. центрический храм. Такие храмы всегда ориентированы не на движение, а на остановку и созерцание.

Билет сюда стоит 10 евро. У входа можно нанять русскоговорящего гида или взять аудиогид на русском языке.

Как большинство раннехристианских церквей она поражает, прежде всего, большим контрастом между простым внешним оформлением и богатым внутренним убранством. Этот пример архитектуры подчёркивает, что важнее не внешняя оболочка, а внутренняя.

Действительно, внешне абсолютно непривлекательное здание внутри оказалось настоящим произведением искусства. Внутренне убранство здесь просто великолепно: отлично сохранившиеся фрески, кружевные капители колонн, многочисленные арки, мозаики на стенах. Вообще, мне показалось, что здесь нет ни одного свободного от росписи места. Здесь всё так красиво расписано, хотя внутри небольшой полумрак, всё равно кажется, будто от них становится светлее. Много изображений из библейских сцен, различных религиозных символов, есть также изображения животных, рыб и птиц. Краски все яркие, преобладает золотой цвет. Лично я потратила около часа, разглядывая стены и потолок.

Свод алтаря украшает апокалиптический Агнец, который является главным христианским жертвенным символом. Медальон с Агнцем поддерживают 4 ангела в окружении райских деревьев, растений, птиц и животных.

Особенно поразили уникальные византийские мозаичные портреты императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры . Мозаики, которые были выполнены при их жизни, представляют собой большую художественную ценность и находятся под охраной ЮНЕСКО. Кстати, копии этих произведений есть во многих музеях мира, в том числе и в Москве.

Мозаики на левой стене посвящены эпизодам из жизни патриарха Авраама.

В центре правой стены находится мозаика с изображением жертвоприношений Авеля и Мельхиседека.

Слева от центральной мозаики можно увидеть сцены из жизни Моисея.

Внутри очень красиво. Здесь чувствуется какое-то спокойствие и умиротворение. Мозаики невероятной красоты и размеров на исторические и религиозные темы, на мой взгляд, никого не смогут оставить равнодушными.

Равенна - небольшой городок на севере Италии. За свою долгую историю город этот успел побывать столицей Западной Римской империи, остготского королевства, важным провинциальным центром Византийской империи, столицей королевства лангобардов. Императоры, короли, наместники - правители менялись, оставляя после себя дворцы, гробницы, мавзолеи и базилики.

Благодаря тому, что Равенна расположена в стороне от главных магистралей и стратегических объектов, войны, революции, бунты и другие потрясения пощадили город. Многое здесь сохранилось так, как было построено полторы тысячи лет назад. О городе писали великие поэты Байрон, Гессе, Уайльд и Блок. Их вдохновляла суровая атмосфера становления Европы на заре христианства.

Из длинного перечня всех достопримечательностей Равенны, базилика Сан-Витале заслуженно занимает особое положение. Именно этот храм привлекает сюда основную массу туристов.

Добраться до Равенны можно из близлежащих городов на автобусе или поезде. Регулярные автобусы и поезда ходят из Болоньи (1,5 часа в пути), Римини (1 час), Феррары (50 минут). Стоимость проезда в поезде или автобусе - около 5 евро , в зависимости от уровня комфортности. Из аэропорта Форли до Равенны каждый час ходит специальный автобус.

Почему же туристы так активно едут в базилику святого Виталия? Что там можно осмотреть? Как дорого стоит входной билет и в какое время доступ в храм открыт для путешественников? На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в этой статье.

История: кто такой святой Виталий и кто построил его церковь?

Варвары сумели разрушить Римскую империю, а вот с построением новых государств поначалу возникли сложности. Быстро сообразив, что именно христианство выступает главным объединителем народов, живущих на новых территориях, варварские короли переняли религию и множество полезных традиций. Вот и остготский король Теодорих решил оставить о себе добрую память в виде многочисленных храмов в своей столице Равенне.

К V веку Равенна уже имела столичный опыт. Последние императоры имели свои резиденции именно здесь, архитектурных образцов для подражания было предостаточно. Когда возник вопрос о том, в честь кого строить новый храм, появилась идея посвятить его святому из первых христиан, мощи которого хранились неподалеку. Это были мощи святого Виталия Миланского. Так принято считать. Дело в том, что святых с именем Виталий было несколько. Мощи какого из них находятся в базилике Сан-Витале достоверно не известно. Претендента два:

  • Виталий воин - один из первых христиан римской империи. Был замучен по приказу императора Нерона, просто на дух не переносившего христиан.
  • Виталий увещеватель - монах , делом своей жизни считал отвращение проституток от их греховного ремесла, для чего посещал бордели и притоны. Результат его деятельности - сотни благоверных жен и солидных матерей.

Патрон для церкви был выбран, оставалось достроить храм. Строительство началось при Теодорихе, но закончить церковь он не успел, умер. Смерть правителя в то время означало начало войны. Желающих занять трон было предостаточно. Сильнее всех оказался византийский владыка Юстиниан, мечтавший о возрождении империи от Британии до Африки. Византия использовала новый храм не только для укрепления христианской веры, но и для пропаганды нового правления, поместив на стены базилики мозаичные панно светского содержания.

Что посмотреть в Сан-Витале?

Внешний вид самой сохранной базилики V века скромен, аскетичен и большинству будет не сильно интересен. Многоязычные гиды взахлеб рассказывают об архитектурных придумках, оригинальных решениях и революционных приёмах. Но рассказы эти изобилуют специальными терминами и понятиями, которые понятны только профессиональным строителям и архитекторам. Снаружи можно не задерживаться надолго - самое красивое и ценное находятся внутри.

Мозаики

Всякий входящий в базилику Сан-Витале цепенеет от нахлынувшего восхищения при виде мозаичных панно, арок, ниш и купола. Римские мастера хорошо понимали, что именно вогнутые пространства позволяют мозаичным картинам выглядеть наряднее всего. Разноцветные плитки смальты, из которых состоят картины, искрятся и блестят, создавая эффект объёмности изображения.

Именно мозаики базилики Сан-Витале привлекают сюда туристов со всего мира. Особого внимания достойны:

  • Панно алтарной части храма - изображают императора Юстиниана со свитой и императрицу Феодору с сопровождающими придворными. Эти работы включены во все учебники по истории искусства Европы, а копии находятся в самых известных музеях мира. Все изображенные - реальные исторические личности. Художники сумели передать характер императора-реформатора и его жены, а вся композиция удивительно гармонична и подчеркивает торжественную атмосферу базилики.

  • Апсида - Христос и Ангелы, агнец - росписи равеннского храма полны символов и художественных ребусов. Экскурсоводы рассказывают легенды, одна интереснее другой. Мозаичные полотна купола - впечатляют своей грандиозностью и реалистичностью, хоть и созданы по византийскому канону.
  • Возвышение у алтаря - Авраам, Иеремия и Моисей - библейская история трёх пророков.

Не мозаики

Все приходят в базилику, чтобы своими глазами увидеть знаменитые мозаичные полотна храма. Но церковь знаменита и другими сокровищами, как духовными, так и художественными:

  • Мраморные инкрустации стен храма, каменные полы.

  • Мощи святых (Виталий, Феликс, Набор, Матерн) - саркофаги с реликвиями находятся рядом со входом в крипту храма и в самой крипте.

Правила посещения

Многие посетители базилики приходят сюда, чтобы поклониться святым мощам и молиться. При посещении Сан-Витале нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • Голова (у женщин), плечи и колени с локтями должны быть скрыты от посторонних глаз. Недопустимы шорты или майки с коротким рукавом.
  • Мобильные телефоны в режиме вибрации.

  • В руках посетителей не может быть никакой еды или ёмкостей с напитками.
  • Свою любимую маленькую собачку лучше также оставить дома или в отеле.

Фотографировать можно свободно, но нельзя использовать штатив и вспышку.

Как найти, сколько стоит, часы работы

Базилика святого Виталия находится недалеко от железнодорожного вокзала. Если вы прибыли в Равенну на поезде, вам остается следовать указателю с надписью «Basilica di San Vitale» . Пройти придется около километра, но дорога не будет утомительной.

Отдельный билет для осмотра только базилики не продается. За 9,5 евро, кроме основной церкви, вы сможете дополнительно осмотреть ещё несколько городских достопримечательностей:

  • Архиепископский музей.
  • Мавзолей Галлы Пласидии.
  • Базилику Аполинария.
  • Древний баптистерий.

Сан-Витале работает без выходных , касса музея находится рядом с храмом, найти русскоязычного гида не проблема, его посоветуют в самой кассе. Стоит это не более 15 евро за 45-минутный тур по церкви.

Время работы - с 9 до 17:30 (март и октябрь), с 9:30 до 17:00 (с ноября по февраль), с 9 до 19 часов (с апреля по сентябрь).

Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale) - раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. В 1996 году в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя.


Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в конхе апсиды. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебряника). Освящение храма совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546-547 годы, различие стиля академик В. Н. Лазарев объясняет участием в работе разных мастеров.

В XIII веке к южной стене церкви была пристроена колокольня и была проведена реконструкция деревянных перекрытий аркад. Масштабная реконструкция храма была проведена в XVI веке: в целях борьбы с поднятием грунтовых вод был поднят на 80 см уровень пола, обновлён пресбитерий, убраны деревянные хоры и перестроен внутренний дворик (1562 год) и южный портал здания. В 1688 году землетрясением была разрушена колокольня XIII века, её восстановили в 1696-1698 годы.

В 1780 году купол ротонды и подкупольные ниши, лишённые при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи и венецианца Гвараны (Jacopo Guarana).

Особенности архитектуры

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители, пульван и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом.
Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опор, на которых держится купол диаметром в 16 метров. Для уменьшения бокового давления куполу придана конусообразная форма. Купол воздвигнут из лёгкого материала - вдетых друг в друга глиняных труб, закреплённых одна над другой в становящихся всё более узкими горизонтальных кольцах. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия.
Перед апсидой, освещаемой тремя высокими окнами круговой обход ротонды прерывается пресбитерием, окружённым двухэтажными аркадами. Алтарь вынесен за пределы апсиды в пресбитерий, а в ней установлена стационарная мраморная кафедра. Капители аркады пресбитерия выполнены в форме ажурных корзинок и украшены изображением креста, помещённого между двумя агнцами. Такое оформление однако разрушает тектоническую природу ордера.

К числу особенностей Сан-Витале следует отнести и необычное устройство нартекса, расположенного здесь под углом к основной оси здания, проходящей через пресбитерий. Причины такого устройства нартекса не установлены: по мнению различных исследователей, архитектор мог таким образом сохранить память о ранее существовавших на месте храма часовнях, теснее включить в основной объём здания две лестничных башни или просто создать, помимо основного входа по оси здания, ещё один в боковой части церкви.

Базилика в Равенне послужила чтимым образцом для архитектуры Каролингского возрождения в целом и для её центрального произведения - дворцовой капеллы в Ахене. Филиппо Брунеллески изучал конструкцию купола Сан Витале при разработке проекта первого европейского купола Нового времени (флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре). Особенно он отметил то, что для облегчения купола равеннской церкви вместо наполнителя использовались полые глиняные сосуды.

Внутреннее убранство
Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха) стены (вимы) пресбитерия покрыты византийской мозаикой. Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии.

Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы образцом раннехристианской монументальной живописи, созданной в технике византийской мозаики. Особую значимость представляют прижизненные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры.
В боковых галереях находятся несколько раннехристианских саркофагов. Среди них наиболее примечателен мраморный саркофаг V века, несколько переделанный в середине VI века, в котором, как гласят греческая и латинская надписи на крышке, был погребён равеннский экзарх Исаак. На боковых сторонах саркофага можно видеть барельефы, изображающие поклонение волхвов, воскрешение Лазаря, Даниила в львином рву и крест с двумя павлинами.

Мозаики апсиды
Конха апсиды

Конха украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями (Откр.5:1), а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.

Из под ног Иисуса по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник воды живой (Откр.21:6) и роднит равеннское изображение с мозаикой монастыря Латому (Греция), созданной в этот же период.

В. Н. Лазарев отмечает, что мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению, отличается подчёркнуто симметричной композицией и торжественным характером. По его мнению, над её созданием работали мозаичисты, знавшие византийское искусство в его столичных вариантах. Вместе с тем, мозаики апсиды обнаруживают и типично византийскую неподвижность фигур, все персонажи изображены анфас, стоя. Даже участники двух процессий будто остановились на мгновение, чтобы показать себя в стационарном положении, чтобы позволить зрителю полюбоваться их особами.
Нижний уровень апсиды

На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Это исторические портреты, созданные лучшими равеннскими мастерами на основе столичных образцов (В. Н. Лазарев считает, что это были «царские портреты, рассылавшиеся в провинции Византийской империи для копирования»). Создание этих композиций было символом триумфа императора, вернувшего Равенну под византийский патронат.
Император с супругой изображены как донаторы, приносящие в дар церкви драгоценные литургические сосуды. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов. При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю.
Верхняя галерея и свод

Арочные проёмы верхней галереи украшены изображениями четырёх евангелистов и их символами. Из под ног евангелистов вытекают ручьи чистой воды, символизирующей благую весть Евангелия, в этой воде купаются птицы и водные звери, в том числе цапля и черепаха. В основание арок помещены вазы, из которых растут виноградные лозы и, пе""реплетаясь, сходятся в замке арки у изображения креста.

Свод украшен медальоном с изображением апокалипсического Агнца (Откр.5:12), поддерживаемого четырьмя ангелами в позе Оранта, символизирующими стороны света. Белоснежный агнец, увенчанный нимбом, изображен на фоне звёздного неба, медальон с ним обрамлён венком. Композиция окружена райскими деревьями, растениями, птицами и животными. Божественный Агнец, взявший на себя грехи мира («Agnus Dei, qui tollis peccata mundi» из римской литургии), венчает цикл мозаик пресбитерия, посвященный жертвам, приносимым людьми Богу.

Рядом с базиликой Сан-Витале расположен Национальный музей Равенны с собранием римских монет, византийской резьбы по кости. В собрании представлен цикл фресок эпохи Треченто, снятых из церкви Санта Кьяра. Имеется коллекция тканей и живописи XVII-XVIII веков. Внутренний двор музея украшен древнеримской и ранехристианской скульптурой: каменные кресты IV-V веков, саркофаги.