Как выделяется орфограмма. Что такое орфограмма в правилах русского языка

Правильно правописание – залог Вашего успеха в любом деле. Орфографически-правильный написанный текст радует глаз. В то же время, как элементарные ошибки делают его непривлекательным, и подрывают репутацию автора «исковерканных» слов. Орфография – это базовые знания, которые необходимы каждому. Ведь человека, который грамотно излагает свои мысли, хочется и слушать. Само понятие орфограмма означает грамотное написание слов, согласно правилам конкретного языка, который используется. То есть, если при написании слова возникает вопрос, как правильно, то это – слово орфограмма. Орфограммы – это те слова, в которых есть «слабые» места, и написание которых вызывает трудности. Согласно правилам грамматики русского языка, в нем насчитывается около 70 орфограмм.

Они могут быть в следующих вариациях: Непроверяемая гласная. Пример: кОрова или кАрова? Правильно: кОрова. Орфограмма: буква «О». Проверяемая согласная. Пример: столБ или столП? Правильно: столБ. Орфограмма: буква «Б». Непроверяемая согласная. Пример: раЗрушить или раСрушить? Правильно: раЗрушить. Орфограмма: буква «З». Безударная гласная. Пример: запИвать или запЕвать? Правильно: запЕвать. Орфограмма: буква «Е». Но в качестве орфограммы может выступать не только буква. Также орфограммой считается общее написание слова, то есть, через дефис, слитно или раздельно (через пробел) . Например, слово «во-первых» пишется через дефис, а «полмиллиона» следует написать слитно.

В общем, знание правил русского языка дает не только возможность не пасть лицом в грязь, но и использовать сложные в написании, но «яркие» по смыслу слова. Так, что выучить все правила, человек машинально будет прокручивать их у себя в голове, когда возникнет вопрос при написании сложного слова. Допустим, с правилами разобрались. Следующим этапом орфографии, который учат еще дети в школе, является выделение орфограммы. Как выделить орфограмму? Во-первых, следует четко знать правильное написание слова, а также правило, по которому оно написано. Это подскажет, как подчеркивается орфограмма в конкретном случае.

Далее можно приступать непосредственно к выделению орфограммы. Это происходит в таких этапах: · Сначала необходимо выбрать слово, в котором есть орфограмма. Нужно удостовериться, что оно написано правильно, и подкрепить его соответствующим правилом. · Теперь следует правильно поставить ударение в слове. · Выделяется корень слова. · Подчеркивается орфограмма. Если это буква, то подчеркивается буква, если пробел – то пробел, и так далее. Ниже представлен пример, как подчеркнуть орфограммы в словах. Слово «Лосёнок». Правило: безударная гласная в корне слова, «О». Ударение попадает на букву «ё». Корнем слова будет «лос». Соответственно орфограммы – это буква «О».

Но, стоит помнить, что орфограммы может подчеркиваться разными методами. Чтобы выделить орфограмму в слове используют: - обычное подчеркивание. Так как подчеркивать орфограммы следует вместе с ее «условием», то нужно разобраться, когда и как уместно это делать. Сама орфограмма подчеркивается одной линией, а фонетико-графическое условие – двумя черточками. Например, в слове «цифра» следует подчеркнуть «и», а фонетико-графическое условием будет «ц». - морфему. Морфему, в которой находиться орфограмма выделяют согласно с правилами русского языка. К морфемам относятся: префикс, корень, суффикс, окончание. Поэтому, выделяется морфема согласно того, какой это ее вид. То есть, для суффикса – это уголок, для корня – дуга, и так далее.

Также, очень часто, при этом, ставиться ударение, чтобы показать «слабость» знаков (букв, дефиса) в слове. - проверочные слова. Часто для того, чтобы правильно написать слово, достаточно лишь подобрать к нему «проверку», то есть, проверочное слово. Например, слово «грустный». Орфограммы здесь буквы «ст». Чтобы проверить правильность написание можно использовать такое проверочное слово, как «грустить». Здесь ярче выражено словосочетание и не возникает вопросов с написанием. Поэтому, в связи с одинаковым корнем, в слове «грустный» будет писаться «ст». - краткое пояснение. Так, как подчеркнуть орфограммы бывает недостаточно, часто после слово в скобках пишется небольшое пояснение. В нем указывается правило, или же проверочное слово, или же наводящий вопрос и тому подобное.

Многие считают, что знать, как подчеркивают орфограммы, совсем не нужно. Но в таком занятии, которое проходит каждый ученик школы, есть много плюсов: - оно зрительно развивает грамотность. Подчеркивая орфограммы, память зрительно запоминает написание слов, акцентируя внимание именно на орфограмме. Такое понятие называется орфографическая зоркость. Человек, который имеет высокую орфографическую зоркость, меньше сомневается в написании слов, так как это он делает машинально. - этот процесс, также, повышает общую грамотность человека. Чем лучше разбираться в правильности написаний орфограмм, тем грамотней будет письмо. А для этого следует знать правила, разобраться в которых помогает именно подчеркивание орфограмм.

Орфограмма

Орфограмма - (от греч. orthos - правильный и gramma - письмо) - написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания.

Основные разделы орфографии:

Написание морфем в различных частях речи,

Слитное, раздельное и дефисное написание слов,

Употребление прописных и строчных букв,

Перенос слов.

Безударные гласные делятся на не­ про­ве­ря­е­мые, проверяемые, чередующиеся. Проверяемые безударные гласные проверяют постановкой ударения в однокоренных словах.

Непроверяемые безударные

Написания проверяют по словарю Буквы И,Ч,А после шипящих

Чередующиеся безударные гласные

Проверяют согласно правилам:

  • в корне слова пишутся буквенные сочетания -оро, -ол\* проверяются ударением :
  • проверяются суффиксом -а-:
  • проверяются согласной корня:

Гласные О и Е после шипящих в разных частях слова

1. В корне под ударением:

  • пишется Ё(Е), если в однокоренных словах или формах слов есть чередование с Е:

шёпот (шеп­чет), шёлк (шелка);

  • пишется О, если нет чередования с Е:

шорох, порох

2. В суффиксах и окончаниях су­ще­стви­тель­ных, прилагательных, наречий:

  • в безударном положении пишется Е:
  • под ударением пишется О:

3. В суффиксах страдательных причастий и от­гла­голь­ных прилагательных пишется Ё(Е).

4. В суффиксах пишется Ё(Е)

5. В окончаниях глаголов пишется Ё(Е): извлечёт, стережёт, бережёшь, испечём, лжёшь, рассечёшь

Буквы и-ы после ц

После ц в корне слов пишется и (цифра, циркуль). Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц, цыкнуть. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (молодцы, круглолицый). Иск­лючения: слова на -ция (авиация).

Правописание согласных в корнях слов

  • Проверяемые глухие и звонкие согласные проверяются подбором однокоренных слов:

просьба - просить, ползти - ползу, труд - тру­ды;

  • Проверяемые непроизносимые согласные проверяются так же:

по­здний - опоздать, но: ужасный - ужас;

Употребление ь после шипящих на конце слов

В именах существительных:

  • у существительных 3-го склонения ь пи­шет­ся:

молодежь, полночь, ретушь, помощь;

  • у существительных 1-го и 2-го склонения ь не пишется:

стеллаж, матч, карандаш, товарищ.

  • У существительных множественного числа родительного падежа ь не пишется:

краж, телепередач, катюш, рощ.

В наречиях:

  • ь пишется после ш и ч:

наотмашь, вскачь.

  • ь не пишется после ж:

замуж. (Ис­клю­че­ние: настежь.)

В кратких прилагательных ь не пишется:

В глаголах:

  • В глаголах 2 лица в единственном числе пишется ь:

напишешь, нагадишь.

  • В глаголах, начальная форма которых оканчивается на «-чь» пишется ь:

стричь, лечь.

  • В глаголах отвечающие на вопрос в котором есть мягкий знак пишется ь:

(что делать?) играть, гулять

Мягкий знак в числительных

Пишется на конце: 5-20, 30 (восемь, один­над­цать, двадцать).

Пишется в середине: 50-80; 500-900 (семь­де­сят, шестьсот).

Мягкий знак в других случаях

Ь в глаголах пишется:

  • в неопределенной форме глагола (перед -ся (-сь) сохраняется): беречь - беречься, испечь - испечься;
  • в окончаниях 2-го лица единственного числа (перед -ся (-сь)сохраняется): отталкиваешь - отталкиваешься;
  • в повелительном наклонении после согласных (перед -те и перед -ся(-сь) сохраняется): по­зна­комь - познакомьте - познакомься.

Разделительные ь и ъ

Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я. В остальных случаях перед этими буквами и перед и пишется разделительный ь:

Правописание приставок

1. Не изменяются на письме:

2. Приставки на З(С):

  • буква З в приставках пишется перед бук­ва­ми, обозначающими звонкие согласные:
  • буква С в приставках пишется перед бук­ва­ми, обозначающими глухие согласные:

3. Приставки, различающиеся по значению. Приставка пре- :

  • может обозначать высшую степень качества (приставка близка по значению слову очень);
  • может быть близка по значению пере-;

Приставка при- :

  • приближение, присоединение;
  • близость;
  • неполнота действия.

Буквы и-ы после приставок на согласный

После русских приставок на согласный в корнях, начинающихся с и, пишется ы:

После приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок пишется и:

Правописание суффиксов имен существительных

1. Суффикс пишется:

  • после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж:
водичка
  • после на д, т, з, с, ж, к, ч:

2. Суффикс пишется, если при склоне­нии глас­ный е в суффиксе выпадает:

3. Суффикс пишется, если при склонении гласный и в суффиксе сохраняется:

Правописание суффиксов прилагательных

Суффикс -к- пишется:

  • в качественных прилагательных, которые име­ют краткую форму:
  • в относительных прилагательных после основ на к, ч, ц, (к, ч чередуются с ц):

Суффикс -ск- пишется,

  • если конечные гласные основы д, т, з со­хра­ня­ют­ся перед -ск-:
  • в относительных прилагательных, которые не имеют краткой формы:

Н и НН

Правописание Н и НН в прилагательных

Одна Н пишется: НН пишется:
В суффиксах -ан-, -ян-, -ин-: трёпан ый.

Исключения: же­лан­н ый, невидан­н ый, негадан­н ый, неждан­н ый, неслыхан­н ый, нечаян­н ый, стеклян­н ый, деревян­н ый, оловян­н ый.

В суффиксах -онн-, -енн-, -ённ-: соломен­н ый
В бессуффиксных прилагательных, не образованных от других частей речи: юн ый, син ий, ум­н ый В прилагательных, образованных при по­мо­щи суффикса -н- от существительных с основой на н: стран н ый
В кратких прилагательных, если в полной фор­ме пишется одна -н-: деревья зелен ы (зелен ые). В кратких прилагательных, если в пол­ной фор­ме пишется -нн-: дорога пустынн а (пу­с­тынн ая).
В бесприставочном прилагательном вет­ре­н ый В приставочных прилагательных от слова ве­тер: подветренн ый

Н и НН в полной форме причастий и отглагольных прилагательных

Н пишется, если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов не­со­вер­шен­но­го вида и не имеют при себе за­ви­си­мых слов: печёный картофель, вязаная кофта, су­шё­ные грибы, жареная рыба.

НН пишется, если причастия и от­гла­голь­ные прилагательные образованы:

  • от глаголов совершенного вида:

связанная коф­та, решённая задача. Исключения: названый (брат), посажёный (отец), конченый (человек);

  • от глаголов несовершенного вида и имеют при себе зависимые слова:

печённый в костре, вя­зан­ная из шерсти;

  • в словах на -ованный, -ёванный:

ил­лю­с­т­ри­ро­ван­ный, корчёванный, балованный.

Исключения: кованый, жёваный.

  • если у глагола есть приставка (кроме не):

приближенный.

История

«[…] Появление первого письма нигеру […] связано с появлением в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени удвоенного [н] (например, посланный, сработанный и т. д.) […] которое в свою очередь связано с тем, что приблизительно в XVII в. причастия с суффиксом -н-, выступая в роли определений, становились прилагательными и совпадали с соответствующими отглагольными прилагательными, образованными некогда с помощью суффикса -ьн- > -н-, то есть такие причастия, как кошеное (сено), розореные (города), совпали с такими прилагательными, как указный (срок), отсрочная (челобитная) и т. п. В силу этого в языке должно было выработаться и выработалось новое средство отличия причастий от прилагательных - этим средством явился вторичный суффикс -ьн- > -н- в причастных формах: повелѣньная, неписаньный > повеленная, исписанный и т. д.»

Буквы А (Я) и Е перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Буква А (Я) в страдательных причастиях про­шед­ше­го времени пишется, если в нео­пре­де­лён­ной форме перед -ть стоит а или я: обстрелянный (об­стре­лять), обещанный обещать. Буква Е в страдательных причастиях про­шед­ше­го времени пишется, если в неопре­де­лённой форме перед -ть стоит и или е: от­пу­щенный (от­пу­с­тить), рассмотренный рас­смотреть.

Зачастую в школе педагог умоляет обозначить орфограммы в словах. Но что такое орфограмма и как ее обнаружить? Помимо того, как ее выделить? Познакомьтесь со следующими рекомендациями, они вам помогут.

Инструкция

1. Орфограмма – это определенное написание слова, основанное на правилах русского языка. Проще говоря, если вы сомневаетесь, как написать слово, а это происходит, если буква либо сочетание букв находятся в слабой позиции, то вы имеете дело с орфограммой. Скажем, написание, основанное на различении глухих и громких парных согласных в корне либо в конце слова. Для того дабы верно написать это слово, необходимо изменить форму либо подобрать однокоренное слово, дабы буква оказалась в крепкой позиции.Скажем, в слове “дуб” вы выделяете корень слова (в данном случае это будет все слово) и видите, что буква Б находится в слабой позиции, потому что слышится парный ей согласный П. Следственно, это написание нужно проверять, то есть эта буква является орфограммой. Вам необходимо подчеркнуть букву Б, выделить корень в слове. Так вы выделите орфограмму. Она именуется “Написание глухих согласных в корне слова”.

2. Измените форму слова и подберите однокоренное.Скажем:Дуб – ДубыВы видите, что сейчас позже буквы Б стоит гласный согласный, и она находится в мощной позиции. Написание соответствует произношению. В слове дубы орфограммы нет.

3. Орфограммы могут находиться в различных частях слова: приставке, корне, суффиксе, окончании. Если вы увидели орфограмму, и вам надобно ее выделить, обозначьте часть слова, в которой она находится, а также графически поясните написание. Скажем, если вы имеете дело с орфограммой “Чередующиеся безударные гласные в корне слова”, то вы обязаны выделить корень, подчеркнуть гласную в корне (это и есть орфограмма).Так, в слове “расположился” в корне “лож” орфограммой является написание буквы О. Выделите корень, подчеркните букву О одной чертой, а также букву Ж двумя, потому что написание этой чередующейся безударной гласной зависит от дальнейшего согласного.

4. В слове “расположился” орфограммой является также написание приставки. Выделите ее, подчеркните букву С и дальнейший согласный П, потому что написание зависит от того, громкий либо глухой согласный находится позже приставки. Букву С подчеркните одной чертой, а П – двумя чертами.

5. В этом же слове следует подметить орфограмму в приставке “по”. Выделите приставку и подчеркните букву О. Таким образом, вы видите, что в слове расположился нужно выделять сразу несколько орфограмм.Не ленитесь обозначать орфограммы, потому что это поможет вам писать грамотно слова.

Видео по теме

    Орфограмма - это то место в слове, где мы можем допустить ошибку. Например: слово зубки ; орфограммой в данном слове будет глухая согласная б , которую мы проверяем звонкой согласной б , то есть мы проверяем парную согласную в слове, изменяя слово таким образом, чтобы четко услышать нужную нам букву. Но для этого нужно немного потрудиться и подобрать к слову зубки такое однокоренное слово, которое бы заканчивалось либо на буковку н либо, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная буква. Итак, слово зубки мы проверяем словом зубастый . Как же выделить данную орфограмму слова? Наверное, мы карандашиком подчеркнем черточкой проверяемую букву б, и ещ, обязательно, выделим корень -зуб-, а также, хорошо будет, если мы рядом с словом с орфограммой (зубки), напишем проверочное слово (зубастый). То есть: подчеркнули проверяемую букву, выделили корень слова, записали проверочное однокоренное слово .

    Обозначить орфограмму - значит выделить в слове место, где может быть ошибка. Когда учитель говорит в домашнем задании выделить орфограмму, то в заданном тексте есть пробелы или даны две буквы на выбор. Это и есть орфограмма.

    Еще лучше знать, что орфограмма состоит из двух слов орфо - правильный, грамма - буква, то есть правильная буква. Вот и получается, ищем в слове правильную букву, которая может быть написана неправильно

    Каждый школьник сталкивается в школе с необходимостью обозначать орфограммы в словах. Чтобы не ошибиться и правильно совершить это действие, для начала необходимо понимать, что такое орфограмма, как е искать и, соответственно, затем выделять.

    Вот небольшая инструкция, отвечающая на все эти вопросы:

    Как говорит Современный энциклопедический словарь:

    А если сказать очень просто, так чтобы понял и ребенок, то можно объяснить так: есть случаи, когда не возникает никаких вопросов, как написать какое-то слово, например, слово дом - оно как слышится, так и пишется. Но есть слова, которые человек слышит и думает: Как же это правильно написать? Возникают сомнения: можно и так, и так... Для этих случаев люди и придумали орфограммы, то есть общие правила того, как писать трудные слова, чтобы все мы могли друг друга легко понимать и не возникало путаницы (иначе один писал бы о шифре мой код, а другой - мой кот).

    Орфограммы бывают проверяемые и непроверяемые (которые нужно запомнить). Они могут касаться, например, безударных гласных, слитного или раздельного написания, строчных и прописных букв и других правил.

    Если есть задание найти орфограмму, то это значит, что нужно найти в слове случаи, где применяется какое-то правило написания. (Например в слове глядеть - безударная гласная я в корне слова, которая проверяется словом взгляд).

    Когда необходимо выделить орфограмму на письме, то ее нужно подчеркнуть внизу карандашом.

    В школе учитель часто требует обозначить орфограммы в разных словах. Но что такое на самом деле эта орфограмма и как ее находят? А ещ - как ее выделить? Если вы последуете следующим рекомендациям, они Вам могут немного помочь.

    Орфограмма - это определенное вид написания слова, которое основано на правилах русского языка. Если сказать просто, если вы не уверены, как написать слово, а часто это происходит, когда буква или сочетание букв находятся в слабой позиции, то в этом случае Вы имеете дело именно с орфограммой.

    К примеру, написание, которое основано на отличии глухих и звонких парных согласных в корне слова или в его конце. Чтобы правильно написать такое слово, необходимо изменить его форму или же подобрать однокоренное слово, для того, чтобы буква оказалась теперь уже в сильной позиции.

    К примеру, в слове дуб выделите корень слова (в этом случае это все слово) и увидите, что буква Б здесь в слабой позиции, потому что слышится парный ей согласный П.

    Получается, что это написание нужно проверить, то есть эта самая буква и является орфограммой. Вам надо подчеркнуть букву Б, после чего выделить корень в слове. Таким образом Вы выделите орфограмму. Она называется в этом случае Написание глухих согласных в корне слова.

    Измените форму данного слова и подберите однокоренное слово.

    К примеру: Дуб - Дубы.

    Как Вы видите - теперь после буквы Б стоит гласная согласная буква, причм она находится в сильной позиции. Написание слова соответствует его произношению. Выходит, что в слове дубы орфограммы нет.

    Орфограммы могут появляться в разных частях слов: в окончании, в корне, в суффиксе, в приставке. Если вы видите орфограмму, и от Вас требуется е выделить, то нужно обозначить ту часть слова, в которой она находится, а кроме того графически обозначьте написание.

    К примеру, если Вы имеете дело с орфограммой вида Чередующихся безударных гласных в корне слова, то Вам нужно выделить корень, а также подчеркнуть гласную в корне (это и будет в данном случае орфограммой).

    Так, например, в слове расположился в его корне лож орфограммой считается написание буквы О. Выделите корень слова, подчеркните в нм букву О одной чрточкой, а букву Ж двумя, потому что написание этой безударной гласной зависит от следующего после него согласного.

    В слове расположился есть ещ одна орфограмма - это написание приставки. Е также нужно выделить, после чего надо ещ подчеркнуть букву С и последующую согласную П, потому что написание слова зависит от того, глухой или звонкий согласный находится после приставки. Буква С здесь подчркивается одной чертой, а буква П - двумя чертами.

    В том же слове нужно отметить ещ одну орфограмму в приставке по. Выделите для этого приставку и подчеркните в не букву О.

    Как Вы видите - в слове расположился, например, необходимо выделить не одну, а сразу несколько орфограмм.

    Если Вы не будете лениться обозначать орфограммы, то это очень может помочь Вам писать слова грамотно.

    Орфограмма - это такое место в слове, написать которое правильно можно не на основании здравого смысла, а согласно правилам правописания . Здравый смысл основывается на том, что слышит ухо. Морфемный принцип, традиция и аналогия - три кита русской орфографии. С юных лет школьников учат находить подводные камни орфографии, узнавать подозрительные места и не спешить, останавливаться, задумываться над тем, какую букву нужно написать, слитно, раздельно или через дефис.

    Буквы - это знаки. Использование любых знаков предполагает кодировку. В случае с правописанием звуковые реалии трансформируются в визуальные, при этом предполагается полноценная обратная перекодировка - из визуальных во звуковые. То есть мы можем записать то, что говорим, и прочитать то, что написали. Где код и программирование, там возникает необходимость выбора из предложенных вариантов в зависимости от ситуации. Вс это звучит мудрено, а на самом деле любой думающий ребнок способен выбрать правильную букву, склоняя слово, находя однокоренные слова, где сомнительное место (орфограмма) находится под ударением, и т. д.

    Основные орфограммы перечислены здесь, подробные правила с примерами можно найти на сайте грамота.ру, посвящнном разным аспектам грамотности, в том числе и правописанию.

    Типичная проблема - правописание безударных гласных, поскольку редукция гласных звуков во внеударных позициях - одно из свойств русской фонетики, отличающей наш язык не только других славянских, но и вообще от большинства языков в мире. Чаще всего она проявляется в необходимости писать о там, где слышится а. На самом деле там слышится ни о, ни а, а возможны совсем другие звуки, для которых нет букв в русском алфавите, но большинству говорящих по-русски привычно узнавать в них именно а. Распознать орфограмму - полдела, нужно ещ правильно определить участь сомнительной буквы. Часто получается так, что перестраховщики видят в любом безударном звуке а замаскированную букву о и пишут пороль или удолить. То есть понимание того, что данной позиции (безударной) соответствует какое-то правило правописания, уже есть, но умения его применить для правильного выбора ещ нет.

    Изменения в правилах, призванные упростить правописание, часто приводят к появлению ошибок нового типа. До революции приставки раз- и без- писались всегда с буквой з в конце, например разсказъ. Типичной ошибкой было написание буквы с вместо з, поскольку перед глухими согласными происходила ассимиляция по звонкости-глухости. Теперь же, когда правильно писать рассказ , ученики экономят на второй букве с. С приставкой без - вообще конфуз приключился: с отменой букв ять и ер написание слова бес полностью совпало с написанием приставки перед глухими согласными. и вот уже мнительные люди ищут и находят славного беса в слове бесславный , а поскольку слов с данной приставкой в русском языке очень много, то бесы атакуют тех, чь внимание занято не теми знаками, которым следует уделять внимание, по крайней мере - на письме.

    Люди часто путают орфографию с грамматикой. Тревожные возгласы в СМИ и Интернете о том, куда же катится русский язык, в большинстве случаев оказываются сетованиями именно на орфографические ошибки или на робкие разговоры об изменении правил правописания. Когда вместо заяц предлагают писать заец, русский язык никуда не катится - это лишь обсуждение целесообразности перекодировки в конкретном случае. Язык катится тогда, когда употребление несклоняемого существительного кофе становится позволительным с прилагательными в среднем роде. Ещ дальше язык покатится, если это слово начнут склонять, но даже тогда речь пойдт о внутренней логике развития языка, а не обязательно о его порче.

    В моей памяти нет термина орфограмма. Видимо, двадцать лет назад детей учили без излишней терминологии, объясняя основы русского языка другими доступными словами. Насколько помню, мы не обозначали в словах орфограммы. Мы просто учили правила, которые намертво закрепились в нашей памяти. Но это так... лирическое отступление.

    Для начала нужно понять: что такое орфограмма? А это всего лишь написание слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка. Существует около 70 видов орфограмм.

    Орфограммой может быть:

    • Безударная гласная в корне, суффиксе или приставке слова, которую можно проверить, подобрав проверочное слово с ударением на эту гласную. Пример: запЕвать или запИвать песню? В данном случае орфограмма буква Е. Для обозначения подчеркиваем ее одной чертой. Проверочное слово пЕть.
    • Непроверяемая безударная гласная в слове. Например: кОрова. В данном случае орфограммой является буква О, на которую не падает ударение. Подчеркиваем ее. Нужно просто запомнить, что корова пишется через О. Другой пример: цЫпленок. Орфограммой является буква Ы. По правилам, в корне слова после буквы Ц пишется буква И, но есть исключения: цЫган на цЫпочках стоял и цЫц цЫпленку повторял. Это тоже необходимо запомнить.
    • Проверяемая согласная в слове. Например: слово столБ. В конце звучит глухой звук П, а писать нужно через букву Б. Это значит, что буква Б является орфограммой. Подчеркиваем ее. Правильное написание можно проверить, подобрав слово, в котором после орфограммы Б будет гласная: столБы.
    • Непроверяемая согласная в слове. Например: раЗрушить. Орфограммой является буква З в приставке раЗ-. Подчеркиваем ее одной чертой. Правило гласит: если корень начинается со звонкой согласной, используем приставку раЗ; если с глухой - приставка раС. Мы видим зависимость правильного написания приставки от буквы, с которой начинается корень. Значит, нужно эту букву подчеркнуть двумя чертами, чтобы выделить зависимость орфограммы.

    Чаще всего орфограммой является буква, которая звучит не так, как пишется. Но орфограммой может быть и дефис, и разделительное написание (пробел). Например: по моему мнению и по-моему. В этом примере орфограммами являются:

    1) пробел между предлогом по и притяжательным местоимением моему;

    2) дефис в наречии по- моему. Чтобы графически обозначить эти орфограммы, нужно подчеркнуть пробел и дефис.

    Подведем итог: орфограммы дело хорошее, выделяйте их, но этого мало. Учите правила русского языка и тогда намного легче будет грамотно писать: вы автоматически будете ориентироваться на правила.

    Как известно, орфография - это набор правил, который определяет правильность написания слов определнного языка. Если для того, что бы при письме избежать ошибки в слове, вам приходится прибегать к использованию определнного правила, то в данном слове имеется орфограмма . Например в слове кот нет орфограммы, а вот в слове моешься она есть.

    Чтобы найти орфограмму нужно хорошо знать 27 правил орфографии и уметь их эффективно использовать. Особое внимание при письме нужно обращать на следующие моменты, которые могут свидетельствовать о наличии орфограмм:

    Орфограммой в русском языке называют проблемы в написании слов, то есть те буквы, в которых легко ошибиться, которые нуждаются в проверке.

    Например, написание безударных гласных в корне слова всегда необходимо проверять для того, чтобы написать правильно. Возьмм слово дуб. Писать Б или П? Если возникает этот вопрос, значит, эта буква и является орфограммой.

    Обозначается орфограмма вот как: подчркивается буква, которую нужно проверить, а также выделяется корень слова. В данном случае проверочное слово дубы.

  • Как обозначается орфограмма, лучше показать на примере.

    В следующем примере имеется орфограмма, в которой идт речь о безударных гласных в корне слова. В таком случае нужно выделить сам корень слова, а чередующуюся гласную в корне (которая в данном случае и есть орфограмма) подчеркнуть.

    Возьмм слово расположился. Здесь может возникнуть сложность при написании буквы О в корне слова лож. Обозначаем орфограмму:

    • буква о подчркивается одной чертой;
    • буква ж подчркивается двумя чрточками, так как написание о зависит от последующей согласной ж.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Актуальность названной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок.

Виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языка.

Опыт показал, что развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы.

Анализ учебников и дидактического материала по русскому языку убедил нас в том, что в учебном комплексе содержится разнообразный материал для развития речи и мышления, варианты основных орфограмм предоставлены достаточно полно, рекомендуется ряд ценных приёмов на нахождение орфограмм.

В учебниках предлагаются, например, такие задания: “Назовите слова на знакомые вам правила”; “Подчеркните пять слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением”; “Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным. Подберите и напишите 2-3 слова на это правило”.

Ряд упражнений направлен на практическое обучение разным способам контроля: “Проверь себя постановкой вопроса к прилагательному”; “Выдели безударные окончания существительных первого склонения. В скобках напиши слово подстановкой которого можно проверить правильность окончания”; “Заметь! В прошедшем времени перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что и перед –ТЬ в неопределённой форме. Но перед –ТЬ тоже может быть безударная гласная. В таком случае написание слова надо проверять по словарю”.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

1. Орфографическое проговаривание.

Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому “в памяти” движений остаётся память движений речевого аппарата. “В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове”. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.

При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

2. Комментированное письмо.

Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е , проверяю перелёт . В окончании глагола гласная е , доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить , это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.

При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработку навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.

Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.

Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах (“вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.

3. Графическое выделение орфограмм (подчёркивание)

Возможно при выполнении всех письменных работ.

На определённой ступени обучения применению правил при объяснении написания слов вместо развёрнутого комментирования (или на ряду с ним) используется письменное комментирование: подчёркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма. Такое комментирование, как мы наблюдали на практике, создаёт лучшие условия для наглядного выделения орфограмм, сопоставления их признаков, обобщения фактов языка.

В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит её написание. В этом случае орфограмма подчёркивается снизу одной чертой предшествующая или последующая (или та или другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчёркиваются двумя чертами. Образец письменного объяснения тоже имеет важную роль: он “служит целям разъяснения условий, определяющих написание той или иной орфограммы (опора на зрительную орфографическую память), а в дальнейшем используется как приём письменного объяснения допущенной орфографической ошибки”.

Графическое обозначение орфограмм и их количество в слове позволяет проводить орфографический разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование орфографической зоркости у детей. При подчёркивании орфограмм (съел, в море) - определить её тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство её правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчёркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.

В ходе орфографического разбора развиваются внимание, память, мышление, речь учащихся. Орфографический разбор позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знание учеников и проверить их орфографические умения и навыки.

Орфографическая зоркость развивается и в процессе работы с “Памяткой”, в которой дан перечень изученных орфограмм. По программе “школа 2100” на уроках русского языка 3 класса используется следующая памятка.

На уроках русского языка я использую схемы предложений с последующей выпиской орфограмм.

Например: С деревьев дождем сыплются листья.

С е, ь о тся ь .

Эта работа дает хорошие результаты.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического обозначения орфограмм даёт хорошие результаты: дети определяют место в слове, где возникает орфографическая задача.

4. Перфокарты.

Аналогичным образом орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.

Например: Укажите безударные гласные в следующих словах: знамена, площадка, холодный, низина, ленивый, крольчата, связать, далекий, вишневый, держать, кленовый, каток.

а) ставит около слова “+”, если считает слово подходящим;

б) ставит “?” если неуверен, а сосед не смог его убедить (тогда с
этим вопросом следует обратиться к учителю);

в) зачеркивает слово, если нашел его “неподходящим” и сумел
доказать автору его неправоту.

При выполнении упражнений возможен дифференцируемый подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имен существительных - название животных с парными согласными на конце (лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парными согласными на конце или перед согласными (солнечный город, интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, легкая походка, редкая книжка, крепкая веревка).

5. Взаимоконтроль по процессу по работе в парах.

Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и в полголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.

Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.

6. Корректировка письма.

Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Учителю следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверки выполненной работы. Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне”. Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для формирования орфографической зоркости. При проверке тетради учителю полезно иногда не исправлять ошибки, а только ставить на полях палочки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.

Работу над ошибку лучше выполнять по памятке в которой указаны названия орфограммы, алгоритм орфографических действий, образец графического обозначения орфограммы и способа ее проверки. Например:

  • Прочитать слово
  • Поставить ударение
  • Выделить корень
  • Подчеркнуть безударную гласную в корне
  • Подобрать проверочное слово

Напиши слово (вставь буквы; исправь ошибки).

Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

На уроках русского языка я использую развивающие игры и упражнения.

1. Игра “лучший капитан”

Кто может слова-корабли с пропущенными буквами провести к острову “о”, или “а”, “е”, “и” или “я” ?

2. поставьте слова-цветы в вазы. В одной вазе - слова с Ь, а в другой – без мягкого знака.

3. выпишите из загадки слова с безударными гласными в корне слова. Объясните их правописание.

4.Весной веселит, летом холодит Осенью питает, зимой согревает.

5. Словарная работа.

Сейчас мы проведем необычную работу. Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это, назвать его, просигналить в этом слове опасное место, записать слово в тетрадь. Откройте тетради и приготовьте записывать слова. Но сначала посмотрите на схему - опору, (схема - опора с опасными гласными - ёлочка с шишками)

Крупное хищное животное с большим грузным телом.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной.... (медведь).

Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса.
Кто же это? (лиса)

По полю скачет, ушки прячет.

Встанет столбом -Ушки торчком, (заяц)

И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и (совы)

Какие слова записали? (медведь, лиса, заяц, сова).

Какие из этих слов из словаря? (медведь, заяц).

Возьмите с елки шишки - буквы и вставьте их в наши слова, (четверо учеников по очереди выходят к доске, срывают шишки, вставляют в слова, орфографически проговаривая).

Какое слово здесь лишнее (сова)

Почему (это птица)

Можем ли слово сова записать без раздумий? Почему? (слышится без ударения “а”, а надо писать “о”. Проверочное слово “совы”)

Вспомните правило (если буква гласная вызвала сомнение, ты ее не медленно ставь под ударение).

6. Подчеркни в словах парные звонкие и глухие согласные буквы. Обозначь звуки.

а) Дуб - суп, рукав - жираф, круг - звук, народ - пилот, вез - нес,

11 [ 1

б) дубы - супы, рукава - жирафы, круги - звуки, народы - пилоты,

П [ 1 и

вези - неси, ежи - ерши. I 1

7. Вставь пропущенные буквы. Слова первого столбика соедини с подходящими по смыслу словами из второго. Прочитай полученные словосочетания.

Неуклюжий Прекрасный
Медведи - медве.ь Колючий
Львы - ле. Изворотливый
Лебеди-лебе.ь Важный
Ужи - у. Горбатый
Свирепый Неповоротливый Косолапый

8. Обозначь звуки. Вставь в слова пропущенные буквы.

Дуб-ду... -ду...ки-ду...рава

Глаза-гла... -гла...ки-гла...ной

Зубы-зу... -зу...ки-зу...ной

  1. Обведи парные согласные.
    б, р, с, х, д
  2. Обведи слова с сомнительной согласной.
    дом, кот, шарф, раки. р
  3. Найди и обведи проверочное слово к слову дуб.
    Дубок, дубки.
  4. Поставь, где нужно, букву “т”.
    Тор..., са..., канна..., пара....
  5. Подчеркни “лишнее” слово.
    Лук, пилот, жар, лед.

Выпал снег на порог Кот слепил себе пирог

Жил был поп, Толоконный лоб.

Мороз и солнце! День чудесный. Еще ты дремлешь, Друг прелестный?

Какие слова выписали? Какую согласную писали на конце слов и почему?

(Дети читают слова и сразу называют проверочные)

Какие из написанных вами слов нельзя переносить? (снег, кот, поп, лоб, друг)

Почему эти слова нельзя переносить? (слова можно переносить с одной строки на другую по слогам, а в этих словах по одному слогу.

11 .Чтобы дети лучше запомнили правила парных согласных я дарю им стихотворение: Парные звуки согласные Бывают такие опасные! Звук не четко слышится... Буква какая пишется? Но поставим рядом гласный -И согласный не опасный!