Поэт и писатель и герой. Александр Бестужев-Марлинский

(Марлинский) Декабрист, член Северного общества, участник восстания 14 декабря 1825. Штабс-капитан, писатель. Соиздатель альманаха "Полярная звезда". Приговорен к 20 годам каторги, с 1829 рядовой в армии на Кавказе. Убит в бою. Романтические стихи и повести ("Фрегат "Надежда", "Аммалат-бек").

Биография

Родился 23 октября (3 ноября н.с.) в Петербурге в знатной, но обедневшей дворянской семье. Получил домашнее образование, с 1806 учился в Горном кадетском корпусе. С юности проявлял интерес к литературному творчеству. В 1819, не закончив курса обучения, поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк стоял под Петергофом, в местечке Марли (откуда и поздний псевдоним — Марлинский). Здесь началась литературная деятельность: дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

Вступление в "Вольное общество любителей российской словесности" (1820) сблизило его с Кюхельбекером, Рылеевым и др. С 1823 вместе с Рылеевым издает альманах "Полярная звезда". Наряду с Кюхельбекером и Вяземским был наиболее видным литературным критиком начала 20-х годов, сторонником романтизма.

В 20-х годах вышли повести "Роман и Ольга", "Ревельский турнир" и др., положившие начало романтической прозе в русской литературе. Выступал и как поэт.

Декабристские настроения воплотились в боевых "Агитационных песнях", написанных совместно с Рылеевым перед самым восстанием. В Северное общество был принят в 1823.

Бестужев — участник восстания 14 декабря, вывел на Сенатскую площадь Московский полк. После разгрома восставших он сам явился на гауптвахту Зимнего дворца. Находясь под арестом, написал Николаю I письмо, носившее характер трактата и свидетельствовавшее как о его мужестве, так и глубоком знании социального состояния страны. Был приговорен к 20 годам каторжных работ, затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 находился на поселении в Якутске, с августа был определен рядовым в действующую армию на Кавказ, где проявил необыкновенное бесстрашие. На представления его к наградам император каждый раз отвечал отказом, и только в 1836 ему был присвоен офицерский чин.

На Кавказе Бестужев написал самые известные свои произведения в прозе: "Испытание" (1830), "Лейтенант Белозор" (1831), "Аммалат-Бек" (1832), "Мулла-Нур" (1836) и др. Он публиковал их с 1830 в петербургских и московских журналах под псевдонимом А. Марлинский, как и военные рассказы и кавказские очерки.

В сражении за мыс Адлер А. Бестужев-Марлинский был убит. Его тело не было найдено.

(настоящая фамилия Бестужев, Марлинский - псевдоним) - писатель, род. 23 октября 1797 г. ум. 7 июля 1837 г. Детство его, по словам брата, М. А. Бестужева, протекло в самых благоприятных условиях. Отец его был человек образованный, душою преданный науке и просвещению. "Наш дом, - рассказывает М. А. Бестужев в своих воспоминаниях, - был богатым музеумом в миниатюре... Будучи вседневно окружены столь разнообразными предметами, вызывавшими детское любопытство, пользуясь во всякое время доступом к отцу..., слушая его толки и рассуждения с учеными, артистами и мастерами, мы невольно... всасывали всеми порами нашего тела благотворные элементы окружающих нас стихий... "Прилежный Саша" (т. е. Александр Александрович), читал так много, с такою жадностью, что отец часто бывал принужден на время отнимать у него ключи от шкафов... Тогда он промышлял себе книги контрабандой - какие-либо романы или сказки". 10-ти лет А. А. поступил в горный корпус. По словам брата, А. А. был крайне впечатлительной, экзальтированной натурой. В корпусе он постоянно был первым или из первых, хотя не любил математики и немецкого языка. Литературные наклонности в нем сказались еще на ученической скамье. Будучи в корпусе, он вел дневник. "Непонятно, - говорит брат его, - каким образом, при однообразной корпусной обстановке, он ежедневно находил столько сил в своей ребяческой головке, чтобы наполнить целые страницы дневника, не повторяясь в описаниях происшествий обыденной жизни или в изображении длинной галереи портретов, сменяя веселый тон на более серьезный и даже иногда впадая в сентиментальность". Особенно хороша была та часть дневника, в которой Бестужев в карикатуре чертил портреты своих товарищей, учителей, офицеров и даже служителей. "Очарованный лес" был вторым произведением юного Бестужева. Это была пьеса в 5 актов, составленная для домашнего кукольного театра. В этих двух ранних произведениях будущего Марлинского, по словам его брата, сказались его недостатки и достоинства как писателя. "Недостаток цветистого слога, говорит М. А., был у него врожденный". Вообще Бестужев был мальчиком талантливым, но увлекающимся то тем, то другим. После первых литературных опытов, он начал увлекаться театром. "Упражнения под руководством художников - рассказывает брат, - так развили его декораторский талант, что когда впоследствии в горном корпусе образовался театр, Александр был главным декоратором и костюмером. Брат брал всегда роли самые эффектные". За увлечением театром последовало увлечение морской службой, с которой Бестужев познакомился, пожив несколько времени на корабле у старшего брата, Николая, тогда гардемарина. Бестужев вымолил у матери согласие на оставление горного корпуса и начал деятельно готовиться к экзамену на гардемарина. Вскоре, однако, он оставил это намерение, за трудностью высшей математики, и принялся было за изучение артиллерии и фортификации; в конце же концов, он поступил юнкером в л.-гв. драгунский полк, по предложению генерала Чичерина. Через год, в 1818 г., он был произведен в офицеры. Драгунский полк стоял тогда в Петергофе, и Бестужев жил в Марли, почему первая его критическая статья (в 1821 г. "Письмо к издателям" "Сына отечества") появилась под псевдонимом Марлинского (Марли - небольшой двухэтажный каменный дворец в Петергофе, при входе в нижний сад; он построен при Петре II и назван "Марли" по примеру такого же дворца, находящегося в окрестностях Парижа). Первым печатным произведением Бестужева, помещенным в "Сыне Отечества" 1819 г., ч. 52, стр. 180-181, был "Отрывок из комедии Оптимист". За ним последовал ряд переводов и оригинальных статей по истории, промышленности, истории литературы; они помещались главным образом в "Соревнователе просвещения и благотворения". 15 ноября 1820 г. Бестужев, тогда уже поручик драгунского полка и адъютант при главноуправляющем ведомством путей сообщения Бетанкуре, был избран членом Общества любителей российской словесности. Первым произведением Бестужева, обратившем на себя внимание публики и критики, была его "Поездка в Ревель". Сначала это путешествие печаталось в "Соревнователе", а затем вышло отдельным изданием. За ним последовал ряд критических статеек в том же журнале и в "Сыне Отечества". В 1821 г. Бестужев был избран цензором библиографии Общества при журнале "Соревнователь" и оставался в этом звании до своей ссылки, т. е. в течение 4-х лет. В первой половине 1822 г. Бестужев задумал, вместе с К. Ф. Рылеевым, издавать альманах - тип издания, не появлявшийся у нас со времен карамзинских "Аонид". В 1823 г. действительно вышла в свет "Полярная звезда", встреченная единодушными похвалами журналов и имевшая среди публики огромный успех, что объясняется сотрудничеством в ней лучших тогдашних сил нашей литературы - А. С. Пушкина, Крылова, Жуковского, Дельвига, Баратынского, и др. В "Полярной звезде" 1823 г. особенно замечательна статья Бестужева: "Взгляд на старую и новую словесность в России", из за которой возгорелась полемика. Имели успех среди публики также его повести "Роман и Ольга" и "Вечер на бивуаке". "Полярная звезда" продолжала выходить в 1824 и 1825 гг., имея тот же шумный успех, как и раньше. В этом замечательном по своему времени альманахе Бестужев напечатал за 1824 и 1825 гг. "Взгляды на русскую литературу в течение 1823 и 1824 гг.", целый ряд мелких рецензий, поименованных в статье о Бестужеве г. Семевского, несколько беллетристических произведений, как "Замок Нейгаузен", "Роман в семи письмах", "Ревельский турнир" и др. Последние произведения имели меньший успех, чем его обзоры литературы, интересовавшие всех. Несмотря на кратковременность, критическая деятельность Бестужева оставила заметный след в истории русской литературы: Марлинский у нас первый представитель романтической критики, главным деятелем которой позже был Полевой. К 1826 г. готовился четвертый том альманаха, под видоизмененным заглавием "Звездочка", но 14 декабря остановило его. Однако, уцелело несколько напечатанных листов и весь рукописный текст, и этот материал был издан П. А. Ефремовым в "Русской Старине", 1883 г., т. XXXIX. В 1825 г. Бестужев был адъютантом герцога Виртембергского и принадлежал к тайному обществу. 14 декабря он привел батальон московского полка на Сенатскую площадь и был здесь одним из главных действующих лиц. Когда мятежники были рассеяны, Бестужев успел скрыться, но на следующий день сам явился на гауптвахту Зимнего дворца и повинился. Так как степень его соучастия была не так значительна, как двух его братьев, Николая и Михаила, причисленных верховным уголовным судом к 2 разряду, а Высочайшим указом сравненных в наказании с преступниками 1 разряда, то он был сослан в Якутск. С конца 1825 г., в течение трех лет, сочинения Бестужева не появляются в печати. Но и в Сибири он не оставлял литературных занятий: при самом скудном выборе пособий, получаемых из Петербурга, он изучал в Якутске иностранные языки, а также изучал край, нравы жителей; это дало содержание нескольким этнографическим статьям его о Сибири, вошедшим в собрание его сочинений (1832, ч. 1 и 4). Он виделся в Якутске и подружился с ученым путешественником доктором Эрманом. Писал Бестужев в Сибири и стихи, напечатанные только после его смерти (т. XII, изд. 1839 и 1843 гг.). Первым сочинением, появившимся в печати после 1825 г., была первая глава повести в стихах "Андрей, князь Переяславский" (Москва, 1828). Осенью 1829 г., в виде особенной милости, Бестужев был переведен на Кавказ рядовым в черноморский № 10 батальон, с выслугою. Стоя гарнизоном в Дербенте, он принялся за беллетристическую деятельность и первой, написанной им здесь повестью было "Испытание" (напечатано в "Сыне Отечества" 1830 г., без имени автора). Последующие произведения печатались в том же журнале, а также в "Московском Телеграфе" и "Библиотеке для чтения". Из них особенно пользовались известностью: "Страшное гаданье" (1831 г.), "Аммалат-Бек" (1832 г.), "Фрегат Надежда", (1833 г.) и "Мулла-Нур". Марлинский имел огромный круг читателей, хотя критика, в лице Белинского, не разделяла увлечения публики, которой особенно нравились его картины кавказской природы и нравов, описанные хотя напыщенно и изысканно, но бойко и увлекательно. Белинский, признавая в Марлинском выдающийся талант, говорил, что он принадлежит "к числу примечательных и важных в литературном развитии отрицательных деятелей". Марлинский был одним из ярких представителей романтического направления в русской литературе, господствовавшего около 20 лет и уступившего только реалистическому влиянию Пушкина и Гоголя. - На Кавказе Бестужев в совершенстве изучил татарский язык и несколько горских наречий. В стычках с горцами он выказывал чудеса храбрости, как в делах при Байбурге, на мосту Чирчея, под стенами Дербента. За это он был произведен в прапорщики и представлен к георгиевскому кресту, но не получил его, так как попал под суд по обвинению в убийстве у него на квартире (в 1832 г.) его возлюбленной Ольги Нестерцовой, при весьма загадочных обстоятельствах. Полагали, что убийство совершено Марлинским из ревности; однако следствие, пристрастное скорее против Бестужева, чем в его пользу, с очевидностью доказало, что смерть Нестерцовой была просто несчастной случайностью. Последние четыре года своей жизни он охладел ко всему и почти перестал заниматься литературой. При взятии мыса Адлера (Константиковского), Бестужев был в отряде генерала В. Д. Вальховского. Последний неоднократно удерживал его от опасности, прося стоять в кордоне. Но Бестужев, со свойственной ему отчаянной храбростью, слишком углубился вперед, был убит и изрублен горцами в куски. - Первое собрание сочинений Бестужева вышло в 8 томах в 1832-1834 гг.; 2-е издание появилось тоже в 8 томах в 1835-1839 гг.; 3-е (Глазунова), в 9 ч., в 1838-1839 гг. Полное собрание сочинений, ч. IX - XII (продолжение 2 издания), появилось в 1838-1839 гг. Второе полное собрание (а вообще изд. 4-е), в 12 ч., вышло в Петербурге, в 1843 г. Переводы лучших произведений Марлинского сделаны на языки: французский, немецкий, английский, датский, шведский, чешский, грузинский и польский. Подробные указания о переводах приведены у Геннади. За последнее время лучшие произведения Марлинского появились в восьми томиках "Дешевой библиотеки" А. С. Суворина.

М. И. Семевский, биографическая статья о Марлинском и письма последнего, в "Отеч. Записках", т. 130, 1860 г., № 5-7. - "Детство и юность Марлинского", воспоминания М. А. Бестужева в "Русском Слове" 1860 г. № 12. - "Энциклопедич. словарь" Березина, т. IIІ, стр. 581-582. - "Куда девался Марлинский?" В. Савинова, "Семейный круг" 1858, № 1. - Знакомство с Грибоедовым, "Отеч. Записки", т. 132, 1860, № 10. - "Несколько слов о смерти Бестужева", К. Давыдова в "Моск. Вед." 1861 г., № 24. - Письма его к братьям Полевым (1831-1837), в "Рус. Вестнике" 1861 г., т. 32. - Биогр. свед. в "Русск. Старине" 1870, т. I. - "Иллюстрирован. газета" 1870, № 15. - "Из записок Н. И. Греча" в "Русск. Вест." 1868 г., № 8. - По поводу убийства Ольги Нестерцовой см. "Новое Время" 1888 г., №№ 4749, 4752 и 4756. - В № 93 "Харьк. Губ. Вед." от 10 апреля 1891 г. появилось письмо Бестужева к генералу В. Д. Вальховскому с просьбой о переводе в кавалерию. Письмо помещается в фельетоне под заглавием "Из семейного архива "Каменки". - Из критических статей о Марлинском особенно важна статья Белинского, т. III, 438-487. - Словари: Геннади, Андреевского, Венгерова.

С. Трубачев.

{Половцов}

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович

(Бестужев, более известный под псевдонимом Mарлинского, род. 23 октября 1797 г., убит на Кавказе 7 июля 1837 г.) - беллетрист и критик; сын Александра Федосеевича Б. (1761-1810), издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 г. "Санкт-петербургский журнал" и составившего "Опыт военного воспитания относительно благородного юношества". Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения генерала Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешел в л.-гв. драгунский полк. За участие в заговоре декабристов 1825 г. был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 г. переведен на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведен и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено. На литературное поприще Б. выступил в 1819 году с стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в "Сыне Отечества" и "Соревнователе просвещения", а в 1820 г. был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821 г. напечатана отдельной книжкой его "Поездка в Ревель", а в 1823-25 гг. он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах "Полярная звезда". Этот альманах - по своему времени весьма замечательное литературное явление - был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом из псковской своей деревни поддерживал с Б. оживленную переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В "Полярной звезде" Б. выступил не только как романист ("Замок Нейгаузен", "Роман в семи письмах", "Ревельский турнир","Изменник"), но и как критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживленную полемику. Это было время, когда в нашей литературе, благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен ребром вопрос о форме и содержания художественного творчества - вопрос о так наз. "классицизме" и "романтизме". Все молодые и свежие литературные силы вслед за Пушкиным стали под знамя нового направления, которое окрестили названием "романтизма" и которое, в сущности, было практической проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов как в выборе содержания для поэтических произведений, так и в приемах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направления явился и Б. Он резко и вместе с тем остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно и что литературные староверы, продолжая загромождать словесность этой мертвечиной, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приемов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы - таковы были основные положения критики Б. Идеальными типами поэтов-художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиной взгляда, критические статьи Б. производили, однако же, сильное впечатление своей пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более или менее оживленный обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была еще, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Б. "неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества", прибавив к этому, что Б. "был первый, сказавший в нашей литературе много нового", так что критика второй половины 20-х годов была во многих отношениях только повторением литературных обозрений "Полярной звезды".

Декабрьские события 1825 г. на время прервали литературную деятельность Б. Уже отпечатанные листы "Полярной звезды" на 1826 г. с его статьей были уничтожены; сам он сначала был отвезен в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири. Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием "Андрей, князь Переяславский", первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в СПб., 1828. В следующем году Б. был переведен на Кавказ, рядовым, с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830 г. С этого года, сначала без имени, а потом - под псевдонимом Марлинского в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы ("Испытание", "Наезды", "Лейтенант Белозор", "Страшное гадание", "Аммалат-бек", "Фрегат Надежда" и пр.), изданные затем, в 1832 г., в 5-ти томах (под заглавием: "Русские повести и рассказы" и без имени автора ). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые томы; в 1839 г. явилось третье издание, в 12-ти частях; в 1847 - четвертое. Главнейшие повести М. перепечатаны в 1880-х гг. в "Дешевой библиотеке" А. С. Суворина.

Этими своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрел себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надежной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, - ими не только все зачитывались - их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли "Пушкиным прозы", гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе... Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего еще и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).

В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим "романтиком". В них мы видим стиль и приемы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и "неистовую" французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь - стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокие, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь - игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам - усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием - словом, за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гете называлось "гениальностью", а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название "бестужевских капель". И наряду с этим - совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и ее требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились) и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения. Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу аристократически-изящных "высших натур" - князей Лидиных, Греминых, Звездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви или адскими муками ревности и ненависти, - людей, "чело" которых отмечено особой печатью сильной страсти. Они выражают свою душевную бурю блестящим, напыщенно-риторическим языком, в театрально-изысканной позе; в них "все, о чем так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чем так стараются притворяться любовники, - кипит, как растопленная медь, над которой и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем... Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжет все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котел даже холодное море"... "Природа, - говорит один из этих героев Марлинского, - наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих"... "Я готов, - говорит другой, - источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки"...

И ни в том, ни в другом, ни в десятом из этих эффектных героев в действительности нет ни капли настоящей крови, нет настоящей, реальной жизни, характера, типа. Все они - бледные и бесплотные призраки, созданные фантазией беллетриста-романтика и лишь снаружи прикрытые яркими блестками вычурного слога. Белинский справедливо определил Марлинского как талант внешний , указав этим и на главную причину его быстрого возвышения и еще более быстрого падения в литературе. В самом деле, им зачитывались и восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя в повестях сначала Пушкина, потом - Гоголя, поставивших писателю совсем иные требования, практически указавших на необходимость свести литературу с ее отвлеченных высот на почву действительной жизни. Как только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил о своем желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас - он уже не мог по-прежнему восхищаться "гениальностью" Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт. Лучшими из повестей Марлинского считаются: "Фрегат Надежда", "Аммалат-бек", "Мулла-Нур" и "Страшное Гадание". В его довестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среда этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно "неистовыми" байроновскими чувствами. Стиль и характер Марлинского имели в свое время большое влияниена нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера до известной степени отразилась и в повестях Пушкина ("Выстрел"), и в "Герое нашего времени" Лермонтова, и еще более - в драмах последнего.

{Брокгауз}

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович

(23.10.1797-7.6.1837). - Штабс-капитан л.-гв. Драг. полка.

Род. в Петербурге. Отец - Александр Федосеевич Бестужев (24.10.1761-20.3.1810), арт. офицер, служил во флоте, с 1800 правитель канц. Академии художеств, писатель, друг И. П. Пнина; мать - Прасковья Мих. (1775-27.10.1846), вышла из мещанской среды; после смерти А. Ф. Бестужева вдове досталось с. Сольцы Новоладожского уезда Новгородской губ. (в 1826 в нем 34 души), получала пенсию в 2 тыс. руб. Воспитывался в Горном корп., но вышел до окончания курса, поступил юнкером в л.-гв. Драг. полк - 12.4.1816 в эскадрон, стоявший под Петергофом в Марли (отсюда псевдоним), фанен-юнкер - 6.6.1817, прапорщик - 8.11.1817, поручик - 1.3.1820, назначен ад. к главноуправляющему путями сообщения А. Ф. Бетанкуру - 5.5.1822, а затем 7.7.1823-к принцу Александру Виртембергскому, штабс-капитан - 6.1.1825.

Прозаик, критик, поэт. С 1818 начал печататься в журналах, сделавшись деятельным сотрудником "Сына отечества", "Соревнователя просвещения и благотворения", "Северного архива", "Невского зрителя" и др. В 1823-1825 издавал вместе с К. Ф. Рылеевым альманах "Полярная звезда". Действительный член Вольного общества любителей российской словесности - 15.10.1820, член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (Петербург).

Член Северного общества (1824), активный участник восстания на Сенатской площади.

В ночь на 15.12.1825 явился с повинною в Зимний дворец, в тот же день отправлен в Петропавловскую крепость ("присылаемого Бестужева посадить в Алексеевский равелин под строжайший арест"), из-за недостатка места помещен в № 1 Никольской куртины; 18.12 повелено его заковать ("адъютанта герцога, Александра Бестужева, заковать, ибо по всем вероятиям он убийца штыком графа Милорадовича").

Осужден по I разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, срок сокращен до 15 лет - 22.8.1826. После приговора отправлен в Роченсальм - 17.8.1826, а затем по особому Высоч. повелению обращен прямо на поселение в г. Якутск. Выехал из Петербурга - 6.10.1827 (приметы: рост 2 арш. 7⅜ верш., "лицо белое, чистое, круглое, глаза карие, нос большой, широкий, волосы на голове и бровях темно-русые"), из Иркутска - 7.12.1827, доставлен в Якутск - 31.12.1827, Высоч. повелено определить рядовым в действующие полки Кавказского корпуса - 13.4.1829, оставался в Якутске до июля 1829. В середине авг. 1829 прибыл в Тбилиси, зачислен в 41 егер. полк - 18.9.1829, переведен в Дербентский гарнизонный бат. - 8.12.1829, во 2 бат. - 9.12.1833, произведен в унтер-офицеры и отправлен в один из Черноморских линейных бат., находившийся в экспедиции против горцев - 4.6.1835, за отличие произведен в прапорщики в Черноморский 5 бат., стоявший в Гаграх - 3.5.1836, переведен в Черноморский 10 линейный бат. - 18.10.1836. Погиб в стычке с горцами на мысе Адлер.

Сестры: Елена (1792-1874), Мария (между 1793 и 1796-1889) и Ольга (между 1793 и 1796-1889); братья: Михаил, Николай, Петр (о них см.), Павел (1808-8.12.1846), в 1825 юнкер арт. училища, год провел в Бобруйской крепости, затем отправлен на Кавказ, где участвовал в русско-персидской (1826-1828) и русско-турецкой (1828-1829) войнах.

ВД, I, 423-473; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 53.

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович

(Марлинский - литературный псевдоним, 1797-1837) - писатель, декабрист, брат декабристов Михаила, Николая и Петра Б.; штабс-капитан гвардии. Участвовал в Северном Обществе, но крупной роли в нем не играл; 14 дек. 1825 вывел на площадь Московский полк. Дал откровенные показания, благодаря которым (а также и хлопотам фельдмаршала Паскевича) участь его была смягчена. Отбыв полтора года в крепости и два в Якутске, Б. переводится на Кавказ рядовым. После 7 лет боевой службы Б. получил офицерский чин, но вскоре погиб в стычке с горцами на мысе Адлер. Тела Б. не нашли. Б. - яркий представитель нарождавшейся буржуазной интеллигенции. Не случайно в его "письме" к царю уделено такое место положению торговли и промышленности и угнетению "мещанства". Б. был близок к центральной группе декабристов, не шедшей далее освобождения крестьян и ограничения монархии. Б. - крупнейшая, после Рылеева, литературная сила декабристов. Рано выдвинулся в первые ряды, как издатель "Полярной Звезды" (3 кн., 1823-24) и автор повестей и критических статей; на него возлагались большие надежды. Они сбылись не вполне. Его стиль вычурен, фабула надуманна, характеры неправдоподобны, мысль туманна. С страниц его произведений не сходят мрачное злодейство, неслыханные страсти, диковинные чувства и пр. Черты эти, сложившиеся первоначально ("Гедеон", "Изменник" и пр.) благодаря своеобразному увлечению В. Скоттом и, особенно, Гюго, с их тягой к легенде, сказке, преданиям, - закрепились и в позднейших произведениях Б.-М. Наибольший успех Б. приходится на 30-е гг., время "светских" повестей и кавказских очерков ("Амалат Бек", "Мулла Нур", "Месть" и пр.). В них ценили не только мастерство рассказа, - здесь слышались отзвуки понятных тогдашнему "обществу" переживаний. Интеллигенция охотно уходила от окружавшей серой казенщины в вымышленный мир романтических подвигов. Но, когда пришла молодежь, воспитанная на прозе Пушкина и Лермонтова, она, устами Белинского (1840), развенчала Б.-М. Суд этот был, однако, односторонним. В лучших своих вещах Б.-М. прокладывал дорогу реальному роману и повести, напр., в сибирских и кавказских этюдах, военных рассказах и пр. ("Будочник-оратор", "Рядовой Овечкин" и пр.). Здесь Б., наряду с метким, простым языком и даром пейзажиста, обнаружил хорошее знание среды и нравов и чуткость бытописателя. Влияние Б.-М. на молодого Лермонтова, Гоголя и др. несомненно. Б. - зачинатель нашей публицистической критики.

Кроме полного собрания сочинений в 12 тт. (СПб, 1847), было много отдельных изданий повестей Б.-М. (Суворина, Сытина и др.); его замечательные письма (лучшее из его произведений) не собраны и не изучены.

Лит.: Воспоминания братьев Бестужевых, П., 1917; Богучарский, В., Из прошлого русского общества, СПб, 1904; Семевский, В. И., Политические и общественные идеи декабристов, СПб, 1909; Котляревский, П., Декабристы (А. Одоевский и А. Бестужев). СПб, 1907; Измайлов. Н. В., Бестужев до 14 дек. 1825 (в сборн. "Памяти декабристов", т. I, Л., 1926; ср. т. II, ст. Г. Прохорова); Восстание декабристов, Материалы, т. 1, Госиздат, Москва, 1925 (следственное дело Б.).

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома. В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.
В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К К<реницын>у», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819). Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.
Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.
С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.
Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева. В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста. 14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.
Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...». Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них»

Русская литература XIX века

Александр Александрович Бестужев-Марлинский

Биография

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Mарлинский; 23 октября (3 ноября) 1797, Санкт-Петербург - 7 (19) июня 1837, Адлер) - русский писатель, критик, публицист; декабрист.

Сын Александра Федосеевича Бестужева (1761-1810), издававшего вместе с И. П. Пниным в 1798 «Санктпетербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества». Воспитывался в Горном корпусе, затем был адъютантом главноуправляющих путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и, наконец, с чином штабс-капитана перешёл в лейб-гвардии драгунский полк.

За участие в заговоре декабристов 1825 был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 переведён на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведён и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено.

Литературная деятельность.

На литературное поприще выступил в 1819 году с стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения», а в 1820 был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821 напечатана отдельной книжкой его «Поездка в Ревель», а в 1823-1825 он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах Полярная звезда.

Этот альманах - по своему времени весьма замечательное литературное явление - был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом из псковской своей деревни поддерживал с Бестужевым оживлённую переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В «Полярной звезде» Бестужев выступил не только как романист («Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах», «Ревельский турнир», «Изменник»), но и как литературный критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживлённую полемику.

Литературная критика.

Это было время, когда в русской литературе, благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен ребром вопрос о форме и содержания художественного творчества - вопрос о так называемом «классицизме» и «романтизме». Все молодые и свежие литературные силы вслед за Пушкиным стали под знамя нового направления, которое окрестили названием «романтизма» и которое, в сущности, было практической проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов как в выборе содержания для поэтических произведений, так и в приёмах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направления явился и Бестужев.

Он резко и вместе с тем остроумно нападал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно и что литературные староверы, продолжая загромождать словесность этой мертвечиной, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приёмов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы - таковы были основные положения критики Бестужева. Идеальными типами поэтов-художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиной взгляда, критические статьи Бестужева производили, однако же, сильное впечатление своей пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более или менее оживлённый обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была ещё, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Бестужева «неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества», прибавив к этому, что Б. «был первый, сказавший в нашей литературе много нового», так что критика второй половины 20-х годов была во многих отношениях только повторением литературных обозрений «Полярной звезды». Литературная деятельность периода ссылки. Декабрьские события 1825 г. на время прервали литературную деятельность Бестужева. Уже отпечатанные листы «Полярной звезды» на 1826 с его статьёй были уничтожены. Сам он сначала был отвезён в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири. Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием «Андрей, князь Переяславский», первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в Санкт-Петербурге (1828). В следующем году Бестужев был переведён на Кавказ рядовым с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830. С этого года, сначала без имени, а потом - под псевдонимом Марлинского в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда» и пр.), изданные в 1832 в 5-ти томах под заглавием «Русские повести и рассказы» (без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые томы; в 1839 явилось третье издание, в 12-ти частях; в 1847 - четвёртое. Главнейшие повести М. перепечатаны в 1880-х гг. в «Дешёвой библиотеке» А. С. Суворина. Оценка современниками. Этими своими произведениями Бестужев-Марлинский в короткое время приобрёл себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надёжной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и, что гораздо важнее, - ими не только все зачитывались - их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе… Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы и при этом, отличаясь большой изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно цветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенной новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего ещё и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже). Романтический стиль прозы Марлинского. В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим «романтиком». В них мы видим стиль и приёмы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и «неистовую» французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь - стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокие, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь - игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам - усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием - словом, за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Гёте называлось «гениальностью», а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название «бестужевских капель». Герои Марлинского выражают свою душевную бурю блестящим, риторическим языком, в театрально-изысканной позе; в них «всё, о чём так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чём так стараются притворяться любовники, - кипит, как растопленная медь, над которой и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем… Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжёт все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котёл даже холодное море»… «Природа, - говорит один из этих героев Марлинского, - наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих»… «Я готов, - говорит другой, - источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки»… Оценка Белинского и упадок славы Бестужева. Белинский определил Марлинского как талант внешний, указав этим и на главную причину его быстрого возвышения и ещё более быстрого падения в литературе. В конце XIX века, в эпоху реализма и публицистического подхода к литературе, преобладало критическое отношене к прозе Марлинского. Словарь Брокгауза и Ефрона так оценивает его творчество: Совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и её требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились) и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения. Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу аристократически-изящных «высших натур» - князей Лидиных, Греминых, Звездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви или адскими муками ревности и ненависти, - людей, «чело» которых отмечено особой печатью сильной страсти. И ни в том, ни в другом, ни в десятом из этих эффектных героев в действительности нет ни капли настоящей крови, нет настоящей, реальной жизни, характера, типа. Все они - бледные и бесплотные призраки, созданные фантазией беллетриста-романтика и лишь снаружи прикрытые яркими блёстками вычурного слога. В самом деле, им зачитывались и восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя в повестях сначала Пушкина, потом - Гоголя, поставивших писателю совсем иные требования, практически указавших на необходимость свести литературу с её отвлечённых высот на почву действительной жизни. Как только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил о своём желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас - он уже не мог по-прежнему восхищаться «гениальностью» Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт. Влияние на литературу. Лучшими из повестей Марлинского считаются: «Фрегат Надежда», «Аммалат-бек», «Мулла-Нур» и «Страшное Гадание». В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среда этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно «неистовыми» байроновскими чувствами. Стиль и характер Марлинского имели в своё время большое влияние на нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера до известной степени отразилась и в повестях Пушкина («Выстрел»), и в «Герое нашего времени» Лермонтова, и ещё более - в драмах последнего.

Александр Александрович Бестужев родился 23 октября 1979 года в Санкт- Петербурге. Писатель, критик, декабрист.

Получил домашнее образование, затем обучался в Горном корпусе. Проходил службу в лейб-гвардейском Драгунском полку. Участвовал в заговоре декабристов в 1825 году, за что был сослан в Якутск. В 1829 году его перевели солдатом на Кавказ.

Был участником многих сражений, получил чин унтер- офицера и георгиевский крест, после чего стал прапорщиком.

Смерть настигла его в лесу, в конфликте с горцами на мысе Адлер, 7 июня 1837 г. Долгие поиски его тела не обвенчались успехом.

В 1819 году печатал свои работы в «Сыне Отечества» и «Соревнователе просвещения». Писал стихи и небольшие рассказы. В 1820 году вступил в петербургское Общество любителей российской словесности. В 1821 году вышла в свет книга Бестужева «Поездка в Ревель». Затем он вместе с Рылеевым работал над альманахом Полярная звезда.

В «Полярной звезде» Бестужев выступил в роли литературного критика, его литературные обзоры обратили на себя внимание и вызвали оживление.

Критические статьи Бестужева впечатляли пылкостью и оригинальностью, и всегда читались и обсуждались. Его идеалами были Шекспир, Шиллер и Байрон.

События в декабре 1825 года на время приостановили литературную деятельность Бестужева. После ссылки в Якутск, помимо изучения иностранных языков, Бестужев занялся изучением местных обычаев и нравов. Выпустил несколько этнографических статей о Сибири. В 1829 году его переводят на Кавказ, а в 1830 он возвращается к литературе. Под псевдонимом Марлинский в журналах и газетах он публикует свои повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда»). В 1832 выходит его пятитомник «Русские повести и рассказы». В 1835 году печатается второе издание, а в 1839 выходит в свет третье издание в 12-ти частях.

Бестужев- Марлинский был широко известен благодаря своим произведениям. Его новые повести ожидали с нетерпением и передавали из рук в руки, вызывая восхищение, а его сочинения очень быстро раскупались. Не зря писателя в 30- х годах называли «Пушкиным прозы».

Бестужев-Марлинский является одним из виднейших представителей романтического направления в отечественной литературе. Его повести, стихи, а также критические статьи пользовались большой популярностью в свое время, и каждый выход его произведения был событием в литературной жизни нашей страны. Он также известен как участник декабристского восстания и как друг Пушкина.

Некоторые факты жизни

Бестужев-Марлинский, биография которого нам интересна, родился в 1797 году в обедневшей, но знатной дворянской семье. Его отец также был связан с литературой, принимал участие в издательской деятельности, мать происходила из мещанской среды. Их сын обучался в Горном кадетском корпусе, но, не кончив курса обучения, поступил на службу. Он был адъютантом при управляющем путями сообщения, потом поступил на военную службу. Его полк стоял под Петергофом в местечке Марли (по названию которого он впоследствии взял себе писательский псевдоним). К этому же времени относится начало его литературной деятельности.

Первые работы

Бестужев-Марлинский был приверженцем романтического направления, черты которого проявились в его ранних сочинениях «Роман и Ольга», «Ревельский турнир» и другие. Он активно сотрудничал с ведущими журналами того времени, а впоследствии вместе с другим поэтом Рылеевым выпускал собственный альманах «Полярная звезда», на страницах которого размещал свои критические статьи, посвященные размышлениям о современной литературе и произведениях прошлого. Его мысли и идеи всякий раз вызывали оживленную полемику в литературных кругах, поскольку в эти годы как раз шли дискуссии по поводу того, в каком направлении должны развиваться отечественная поэзия и проза.

Литературные взгляды

Бестужев-Марлинский резко выступал против классицизма, утверждая, что данное направление уже устарело. Вместе с тем, он ратовал за утверждение Писатель был поклонником таких поэтов, как Шекспир, Шиллер, а в особенности, Байрона. Он утверждал, что принципы, выдвинутые этими авторами, должны стать основой развития отечественной литературы. Сам поэт предпочитал изображать людей с сильными, незаурядными характерами, с сильными страстями, бунтарей по натуре. В те годы это было действительно новым словом в литературе и критике. Известный публицист Белинский очень высоко оценивал статьи автора.

Участие в декабристском движении

Бестужев-Марлинский входил в «Вольное общество любителей российской словесности», где был постоянным членом. В это же время он входил в общество декабристов и даже принимал участие в событиях на Он сам вывел солдат Московского полка, однако после поражения выступления добровольно сдался властям. За участие в движении он был разжалован и приговорен к двадцати годам каторжных работ, замененных ссылкой в Сибирь. Он был отправлен в Якутск, где занялся изучением быта и культуры местных народов. Впоследствии на основе своих наблюдений он написал ряд статей о жизни в этом регионе.

На Кавказе

Александр Бестужев-Марлинский через некоторое время был переведен на военную службу с правом выслуги. Он отправился служить на Кавказ, где участвовал в сражениях с горцами, проявляя храбрость и бесстрашие, за что был награжден. Этот период знаменателен в истории его творчества тем, что именно здесь он создал свои наиболее известные произведения.

Создал Бестужев-Марлинский повести, которые стали значимым явлением в истории отечественной литературы периода романтизма. К наиболее ярким сочинениям относятся «Лейтенант Белозор», «Аммалат-бек» и другие. Их особенностями является то, что в них писатель вывел совершенно новый тип героя: человека неординарного, с сильными чувствами и темпераментом. Его персонажи несут на себе отпечаток байроновского романтизма. Этим они и привлекали современников, так что каждая новая повесть автора ожидалась с нетерпением. Бестужев погиб в 1837 году в битве, его тело так и не было найдено.

Повесть

Бестужев-Марлинский, краткое содержание повестей которого носит явный отпечаток романтизма, внимание обращал на изображение сильных личностей и необыкновенных приключений. Такова, например, его повесть, «Замок Нейгаузен», которая посвящена описанию дружбы двух противников: рыцаря и новгородского сотника, которые, будучи врагами на поле боя, все-таки уважали друг друга. Такой прием был в целом характерен для романтических произведений. По мотивам этого произведения в советское время был снят фильм, что говорит о том, что произведения писателя еще пользуются популярностью.

Дружба с Пушкиным

Творчество Бестужева-Марлинского следует рассматривать в контексте эпохи, когда большое влияние имели веяния романтизма, проникавшие в нашу страну из западноевропейских стран. На этой почве писатель подружился с Пушкиным, который в ранний период своего творчества также отдал дань данному направлению. Именно поэтому писатель охотно публиковал романтические стихотворения Александра Сергеевича в своем альманахе, а также отрывки из его поэм «Кавказский пленник», «Цыгане». Последнее произведение Бестужев ценил особенно высоко. Однако очень скоро Пушкин стал создавать реалистические произведения, которые отвечали потребностям образованных кругов и читающей публики. Бестужев же остался приверженцем романтизма. Тем не менее, оба поэта сохранили дружеские отношения. Они регулярно обменивались письмами. Известно, что Пушкин очень высоко ценил повести Марлинского, некоторые из них даже оказали на него известное влияние (например, повесть «Метель»).

Значение творчества

Произведения Бестужева оказали большое влияние на современную литературу. В это время наметился переход от классицизма к романтизму. Поэтому образованные круги того времени проявляли неподдельный интерес к его творчеству. По воспоминаниям современником, повести Марлинского открыли новый этап в развитии отечественной литературы. Но уже очень скоро стали выходить произведения реалистического характера. Это, в первую очередь, повести Пушкина и Гоголя, которые отказались от романтизма и перешли к реалистическому изображению жизни.

Их произведения обозначили новую тенденцию в прозе, когда писатели стали описывать жизнь такой, какая она есть. На фоне этих работ сочинения Бестужева-Марлинского затерялись и спустя некоторое время были забыты. Тем не менее, его творчество стало заметным явлением в отечественной литературе. Его работы оказали влияние и на творчество Лермонтова (на роман «Герой нашего времени», а особенно на драмы писателя).